Проблема влияния государства на рыночные институты в современной литературе и хозяйственной практике является одной из сложных и актуальных.
Сложность заключается в том, что вмешательство государства в экономические процессы достаточно противоречиво как с точки зрения меры так и масштаба охвата управляемого объекта.
Если ориентироваться на определение представителя неоинституционализма Д. Норта, данное им по поводу государства как субъекта управления национальной экономикой, то становится очевидной противоречивость такого вмешательства.
В частности он отмечает, что «государство - организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных».
Актуальность проблемы определяется значением государства в регулировании экономики.
Оно особенно заметно в условиях кризиса современного общественного производства, находящегося перед вызовами:
- научно-технического прогресса;
- глобализации.
Указанные вызовы наиболее болезненно отражаются на странах с переходными экономиками.
Добавим также, что государство может как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и моделировать институциональную структуру, которая не дает проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов коррупционно-бюрократического свойства, ведущих к росту трансакционных издержек и недоверию к власти. Таким образом, влияние государства на рыночные институты может быть как позитивным, так и негативным.
Неэффективность институтов возникает вследствие высоких издержек коллективных действий, необходимых для изменения институтов, что, в свою очередь, определяется другими экономическими и политическими институтами. Именно такого рода затраты по изменению институтов обусловливают достаточную продолжительность их существования.
Следует отметить, что зачастую высказывания экономистов и хозяйственников о целях и необходимости такой политики не согласуются с возможностями существующего экономического механизма реализовать их, поскольку нет полной ясности с ценой, которую обществу следует заплатить для проведения мероприятий, направленных на регулирование рыночного механизма.
Если эта цена ниже социально-экономических эффектов, которые можно предположительно получить в результате изменения институтов, то предлагаемые меры могут быть рекомендованы для практического применения.