Влияние величины налогов на уровень цен

Для понимания процесса формирования цен необходимо учитывать влияние величины налогов на уровень цен.

Следует учитывать, что величина налогов, особенно косвенных, наряду с другими факторами во многом определяет уровень цен. С точки зрения налоговых элементов цену можно, используя соответствующую символику, представить в следующем виде:

Цро = Сз+Сн + Фн + Пн + Пч +Акц + Ндс + Нацн + Нацч,

где Цро — розничная цена;

Сз — затраты на производство;

Сн — налоги, входящие в себестоимость (например, единый социальный налог и другие — всего 12 налогов);

Фн — налоги, выплачиваемые из финансового результата (например, налог на имущество предприятий и другие — всего 3 налога);

Пн — налог на прибыль и другие налоги, выплачиваемые из прибыли (недоимки по налогам и т.п.);

Пч — чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (прибыль-нетто, выступающая единственной частью валового дохода, остающейся у предприятия);

Акц — акциз (средняя ставка около 40% по подакцизным товарам);

Ндс — налог на добавленную стоимость (ставка 20% и 10% по социально значимым товарам по списку правительства);

Нацн — торговая наценка, направляемая на покрытие издержек обращения и налогов;

Нацч — часть торговой наценки, образующей чистую прибыль торговли.

Одним из основных, общепринятых в цивилизованном мире, принципов построения налоговой системы является однократность обложения. В российской практике используется 2-3-кратное и больше обложение налогом одних и тех же сумм дохода.

Например, единый социальный налог фактически выступал налогом на заработную плату (начисления к фонду зарплаты), кроме того, заработная плата облагается подоходным налогом, затем акцизом (по подакцизным товарам входит в облагаемую базу), а затем еще облагается налогом на добавленную стоимость.

К тому же единый социальный налог входит в налогооблагаемую базу акцизов, а акцизы — в налогооблагаемую базу НДС. И так далее...

Доля налогов в цене товаров составляет по подакцизным товарам от 60% до 95%, а по товарам, в цене которых нет акциза — 30-60% в зависимости от их видов и величины налоговых ставок. Словом, пора уже всерьез подумать об ограничении многократного обложения, о резком снижении ставок налогов при повторном налогообложении (если без него не обойтись), о более широком использовании нулевых налоговых ставок, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой.

Естественно, что уменьшение доли налогов в цене повышает конкурентоспособность товаров. Предприятие имеет возможность наряду со снижением цен увеличить долю чистой прибыли и, таким образом, активизировать инвестиционный процесс. Высокая доля налогов в ценах снижает действенность рыночных рычагов и влияние рыночных факторов на ценообразование (спрос и предложение). Она заставляет производителей изменять ассортимент товаров с целью уменьшения налоговых платежей.

Как уже упоминалось, предпринимательский доход выступает в виде чистой прибыли. Только чистая прибыль остается у владельца капитала и распределяется собранием акционеров. Она направляется на выплату дивидендов, формирование различных резервных фондов, предусмотренных Уставом предприятия или постановлениями правительства.

Чистая прибыль наряду с амортизационными отчислениями выступает основным источником инвестиций. Часть ее может быть использована в целях стимулирования работников (система участия в прибыли) и т.п.

Величина чистой прибыли при существующей налоговой системе совершенно недостаточна для нормального развития предприятий. Если оценивать рентабельность по чистой прибыли (соотношение чистой прибыли и всего примененного капитала, который отражается в виде валюты баланса предприятия), то ее уровень в промышленности не превысит 1 %. К тому же большинство предприятий получают символическую чистую прибыль — несколько десятков тысяч рублей.

В промышленности более трети предприятий убыточны, многие находятся на грани банкротства и лишь 7—8% предприятий работает нормально. Естественно, что при таком уровне чистой прибыли предприятия не могут нормально развиваться.

Необходимо срочно исправлять такое положение. Роль государства состоит в том, чтобы определить минимальный уровень рентабельности по общей (12—17%) и по чистой прибыли (примерно 8—10%) и ориентировать предприятия, используя налоговое стимулирование, на ее достижение.

Искать на сайте

Забавное фото

1311863527_009.jpeg
Яндекс.Метрика