Активизация внешнеэкономической деятельности на региональном уровне — это объективная тенденция хозяйственного развития в условиях рыночной экономики.
Своего рода «регионализация внешнеэкономической деятельности» — это условие повышения ее эффективности, особенно внешней торговли.
В этой связи перед региональными органами власти стоят задачи по:
– эффективной утилизации местных природных и сырьевых ресурсов;
– использованию адекватных форм и видов внешнеэкономической деятельности
Выполнение данных задач должно осуществляться в интересах сбалансированного социально-общественного развития региона и государства в целом.
Особое значение придается формированию региональных программ, согласованных с федеральными целями и задачами в рамках подписанных соглашений о распределении компетенций между отдельными субъектами Федерации и центром.
Как правило, такие соглашения включают целый ряд исключительных привилегированных положений в пользу отдельных регионов, позволяющих фактически делегировать функции государства на уровень отдельных субъектов.
Таковы соглашения с Саха-Якутией, Татарстаном, Свердловской областью и рядом других регионов.
Другие субъекты Федерации, не имеющие подобного рода эксклюзивных полномочий, находятся в затруднительном положении при реализации внешней экономической политики, поскольку должны строго придерживаться единственного нормативного акта — ФЗ от 08.12.2003 (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Он ставит остальные регионы в равные условия, предоставляя одинаковые права по реализации внешнеторговой деятельности.
Недостаточный уровень согласованности регионального и федерального звеньев, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, особенно внешнеторговые отношения, наносит существенный ущерб как в сфере таможенного дела, так и производительного использования зарубежных инвестиций.
В ряде случаев это снижает рейтинг России на мировом рынке.