Наборы задач, решаемых правительствами при регулировании экономики, определяются как общими закономерностями функционирования современных рыночных систем, так и конкретными потребностями, условиями определенной страны.
Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые входе государственного регулирования экономики.
Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации.
Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с целью повышения результативности и гибкости ее институтов.
В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.
В-четвертых, защита социально-экономических прав и свобод человека и гражданина.
Первая из этих задач решается в основном усилиями предприятий, фирм, корпораций. В условиях «идеального» рынка она могла бы гипотетически реализовываться и без участия государства. Однако современный рынок не может функционировать без государственной экономики.
Для достижения устойчивого и социально ориентированного экономического роста нужна целостная экономическая политика общенационального масштаба. Это подразумевает адекватное конструирование и совершенствование государственных институтов, воздействующих на экономические интересы субъектов хозяйствования.
Предполагается также реализация государственного заказа и национальных инвестиционных программ по особо значимым для общества направлениям.
Сегодня экономическая политика в стране, равнозначной России, непременно должна быть инновационно ориентированной. Это требует особых мер со стороны государства по поддержке науки, образования и инновационного предпринимательства.
Вторая задача — трансформация экономической системы страны. В определенном смысле ее можно расценивать как иное выражение первой. Она по определению подразумевает, что в ходе своей трансформации, система достигает высокой хозяйственной и социальной результативности, сориентированной на устойчивый экономический рост.
Трансформация экономической системы страны, имея в виду создание современной и высокоэффективной рыночной экономики, предполагает широкий круг реформационных действий, которые характеризуются сложными параметрами и требуют особого контроля со стороны государства.
Решающее значение в этом блоке задач имеет формирование необходимых для высокоэффективной экономики рыночных институтов, преобразование и совершенствование системы государственного управления.
Третья задача — внешнеэкономическая. Она связана с поддержкой государством самостоятельности и идентичности экономической системы страны в отношениях с внешним миром. Известно, что современные международные экономические отношения пронизаны духом глобализма.
Национальные экономические интересы могут оттесняться на второй и даже третий план под мощных давлением интересов транснационального капитала. Но ТНК и международный капитал по своему тоже национальны. Они выражают приоритеты страны своего базирования или интегральные интересы группы стран. И обычно это наиболее развитые страны мира.
Поэтому задача отстаивать во внешнеэкономических отношениях национальные интересы страны не утратила своего значения. Она стала более многогранной и сложной. Но Россия слишком долгое время жила в условиях государственной монополии на внешнеэкономические связи и их относительной ограниченности в сравнении с масштабами внутренней экономики.
Теперь же в условиях почти полной открытости российской экономики глобальному миру внешнеэкономические аспекты государственного регулирования обретают стратегическое значение. Они связаны с преодолением многих потенциальных угроз для национальной безопасности.
Четвертая задача — защита социально-экономических прав и свобод. Главной целью государственного регулирования экономики выступает создание благоприятных условий для повышения уровня жизни населения страны. Все меры, принимаемые государственными органами и чиновниками, должны быть пронизаны пониманием указанной цели. Для её достижения им необходимо демонстрировать максимальную эффективность и рациональность принимаемых решений.
Перечисленные четыре главные задачи государственного регулирования тесно переплетены и дополняют друг друга. Практически, исходя из акцентов, рождаемых периодом реформ, они вращаются вокруг стратегии и тактики преобразования экономической системы страны, как стержневой проблемы.