Грамотное управление страной предполагает четкое определение задач государственного регулирования экономики в России.
Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные отношения.
Государство берет на себя функции, которые принципиально не может выполнять рыночный механизм:
1) обеспечивает экономику нужным количеством денег и регулирует денежное обращение в стране;
2) обеспечивает сохранность рыночного механизма, регулирует так называемые «внешние», или побочные эффекты;
3) организует производство благ для удовлетворения коллективных, или общественных потребностей.
Государство может регулировать и ряд проблем социально-экономического характера, которые рынок может решить лишь отчасти. Это проблемы доходов, освоения достижений науки и техники, занятости.
Воздействуя на перечисленные процессы, государство создает условия для нормальной работы рынка, обеспечивает защиту рыночного механизма от экономических, социальных и политических потрясений, хотя и не гарантирует их полного устранения. В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать существующие внутри рыночного механизма связи, обеспечивающие способность рынка к саморегуляции.
Поэтому предпочтение должно отдаваться экономическим методам регулирования, т.е. фискальной, кредитно-денежной и социальной политике. Натуральное распределение ресурсов, административное ценообразование, директивное планирование должны быть исключены, поскольку эти меры несовместимы с самим содержанием рыночной экономики.
В государственном секторе экономики сейчас производится от 15 до 50 % и даже до 60 % (Швеция 60-х годов) ВНП. В нем, как правило, занято значительное количество работающего населения, например, не менее 10 % - в США и до 30 % - в России.
Государство, дополняя и облагораживая рынок, сглаживая отдельные его «провалы», работает с ним в одной упряжке. За чрезмерным государственным вмешательством неизбежно следует усиление налогового бремени, отрицательно сказывающееся на производственных и трудовых стимулах.
За последнее десятилетие в России отмечается кратное увеличение государственных расходов (расходы федерального бюджета РФ составляли в 2002 г. 1,94 трлн. руб.; в 2005 г. -3,04 трлн. руб.; в 2007 г. - 5,46 трлн. руб., в 2009 г. - 9,25 трлн. руб.). Это вызывает борьбу заинтересованных групп за собственные выгоды («политическую ренту»), вызывая тем самым рост бюджетный дефицитов. И наконец, расширение государственного сектора (нередко убыточного или малоэффективного) снижает общую конкурентоспособность страны.
Государство - это источник законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики.
Вся система рыночного обмена, оформляемая в виде добровольных сделок (трансакций), на самом деле базируется на системе тщательно разработанных законодательных установлений, не только упорядочивающих рыночные отношения, но и предусматривающих определенные меры принуждения к их исполнению. Обеспечение прав собственности - важнейшая задача государства. Государство - это, прежде всего закон и его исполнение.
Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой процесс воздействия на социально-экономическую систему данного общества правомочными государственными органами при помощи системы законодательных, административных и контрольных мер с целью повышения эффективности, действенности рыночного механизма и обеспечения экономической стабильности.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции.
К функциям и задачам государственного регулирования экономики в России относятся:
- регулирование правовой основы функционирования экономики;
- антимонопольное регулирование;
- проведение политики макроэкономической стабилизации;
- воздействие на размещение ресурсов;
- деятельность в сфере распределения доходов.
Целый ряд крупных мер по регулированию рынка содержится в социальной политике государства.
Социальная политика государства включает следующие механизмы защиты:
1. Система государственных социальных гарантий.
2. Государственное социальное обеспечение.
В основе теории и практики государственной роли в экономике должен всегда находиться принцип целесообразности.