Задачи, параметры и пороговые значения экономической безопасности

Рассмотрим задачи, параметры и пороговые значения экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасности есть комплексная задача. Поэтому проявление угроз экономическим интересам целесообразно рассматривать по ее основным направлениям.

Функциональная структура направлений соответствует определенным видам организации   управления   экономикой.   Они   характеризуются собственным содержанием, принципами и способами обеспечения их выполнения.

В сфере экономической безопасности, с точки зрения национальных интересов в области экономики, наиболее актуальными являются обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защита интересов отечественных производителей, повышение инновационной и инвестиционной активности, жесткий контроль за стратегическими ресурсами страны, поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России.

Смена форм (расширение видов) собственности, экономической политики подняла волну коррупции, экономической преступности, страха, нерешительности. Возникающая криминализация и те или иные попытки противоправных действий в сфере экономики требуют адекватной политики.

Нарушение этого требования приводит к болезненным последствиям. Например, своевременно не среагировали на экономически опасные действия финансовых пирамид и получили соответствующий результат. Конечно, эти структуры должны были быть своевременно посредством экономического анализа оценены как экономически опасные.

Требовалось принять не только сугубо экономические или финансово-профилактические меры, но и меры уголовно-репрессивного характера. Это тот уровень, где экономическая политика фактически сопрягается с уголовной оценкой последствий и проходит жесткая граница экономической безопасности.

Для отражения угроз экономическим интересам существует ряд приоритетных мер и целей:

— консолидация общества на базе повышения уровня жизни всего населения;

— активизация инвестиционного процесса;

— стимулирование частных инвестиций в наиболее эффективные экономические проекты;

— проведение жесткой налоговой политики;

— укрепление национальной валюты;

— государственное регулирование внешнеэкономических отношений и эффективный таможенный контроль;

— поддержка и развитие интеллектуального потенциала и отечественной науки;

— укрепление внутриэкономического пространства с формированием эффективных экономических подсистем в регионах;

— обеспечение экономической самостоятельности при вхождении в мировой рынок.

Решить задачи экономической безопасности государства только за счет силового фактора невозможно. В условиях международной экономической взаимозависимости все большую роль начинает играть экономическая сила. В результате принуждение все чаще уступает место заинтересованности. Сильный предпочитает не принуждать слабого, а привлекать его к общему делу выгодами от сотрудничества.

Экономическая сила проявляется в способности страны преодолевать внешние негативные воздействия и использовать к своей выгоде открывающиеся возможности. Определяющая роль в числе факторов силы и безопасности принадлежит внутреннему социально-экономическому механизму. Сбои в его функционировании могут свести на нет любые достижения в накоплении материальных компонентов экономического потенциала и богатства.

Возможность измерять экономические показатели хозяйственной деятельности позволяет включать их в процедуру оценок уровня экономической безопасности и характеризовать тенденции и динамику хозяйственного процесса.

В качестве инструментария такого анализа используется система специальных численных характеристик — индикаторов.

Индикаторы представляют собой количественные соотношения элементов и факторов хозяйственной деятельности. Среди индикаторов выделяются те, что указывают на ход экономического развития различных элементов воспроизводства, отклонение от которых несет угрозы экономическим интересам.

Формируемые на основе индикатор обобщающие характеристики используются при построении шкалы оценок. При выборе показателей следует учитывать, что многие из них взаимозависимы в силу объективно имеющихся балансовых связей между ними.

Обобщенный перечень пороговых значений включает показатели, отражающие способность экономики к устойчивому развитию. Среди них можно назвать показатели развития финансовой системы страны, показатели благополучия социальной сферы, показатели успехов во внешнеэкономической деятельности.

Количественные параметры (числовые значения) экономической безопасности меняются во времени в зависимости от международной политической и военной ситуации, от степени вероятности возникновения тех или иных угроз, новых научно-технических открытий и потребностей людей, общества и государства. Отражая пределы допустимого колебания с позиции национальных интересов, они получили название пороговых.

Из сказанного следует, что пороговые (критические) значения при оценке уровня экономической безопасности должны отражать сущностные, а не второстепенные черты состояния экономики и складывающихся в ней пропорций и состояний между элементами и факторами воспроизводства, полно и всесторонне отображать национальные интересы государства в развитии экономики. Они призваны весьма четко указывать на тенденции и силы, противостоящие угрозам и защищающие национальные экономические интересы, обеспечивая при этом возможности международных сопоставлений.

Пороговые значения должны обладать достаточной степенью конкретности и определенности, чтобы давать однозначную характеристику фактического состояния хозяйственной деятельности с позиций экономической безопасности.

Выделение пороговых значений сталкивается с многочисленными трудностями.

Во-первых, при принятии решений следует учитывать не один, а совокупность критических показателей. Отклонение от нормы одного — двух параметров далеко не всегда точно характеризует общую ситуацию в экономике страны.

Во-вторых, политические и социально-экономические особенности общественной жизни заставляют с большой осторожностью использовать унифицированные показатели экономической безопасности, разработанные и применяемые за рубежом. Критические точки экономического положения, выход за которые недопустим в одних странах, могут быть допустимы или даже приемлемы в других.

В-третьих, в различных странах приняты свои методики сбора и обработки статистической информации, касающейся экономической безопасности. Это затрудняет возможность их применения в России.

В-четвертых, нельзя исключать того, что в официальной отчетности или исчезают, или искажаются важные показатели, характеризующие реальный процесс функционирования экономики и динамику кризисного развития.

Искать на сайте

Забавное фото

1302620178_00.jpeg
Яндекс.Метрика