Задачи реформирования социальной сферы

Достижение стратегических задач реформирования социальной сферы может быть осуществлено только в результате проведения государством активной социальной политики с вовлечением в этот процесс широких слоев населения.

Долгосрочная социальная политика в широком смысле выражает отношения между социальными группами, классами по поводу достижения ими своих интересов, улучшения своего положения в обществе, прежде всего, качества жизни.

В этом плане в сфере воздействия долгосрочной социальной политики должны находиться занятость населения, условия труда, уровень доходов, образования, квалификации, состояние здоровья, доступность культурных ценностей, жилищные и бытовые условия граждан, состояние экологии, личная безопасность и т. д.

Решение указанных проблем в полном объеме под силу только хорошо развитому демократическому государству с высокоэффективной экономикой и полноценными гражданскими институтами, имеющему своей целью содействие всестороннему развитию человека и общества в целом.

В современных демократических буржуазных государствах социальная политика выполняет более ограниченные задачи. Система социальной защиты здесь направлена, главным образом, на ликвидацию крайних диспропорций и проявлений незащищенности в указанных выше областях, не затрагивая при этом неравенства, обусловленного обладанием разными объемами собственности, дохода и власти.

При практическом осуществлении социальной политики государство оказывается перед дилеммой.

С одной стороны, необходимо финансировать меры социальной защиты. 

С другой стороны, нужны затраты на стимулирование предпринимательства и совершенствование инфраструктуры с целью обеспечения экономического роста.

Буржуазное государство подчиняется требованиям мобильности капиталистического развития, сохранения условий стабильности общества.

Государственные чиновники понимают, что вмешательство в систему распределения социальных выплат (компенсаций) с целью ее корректировки только тогда не вызывает ответной реакции со стороны привилегированных групп, когда оно (вмешательство) осуществляется за счет прироста общественного продукта и не затрагивает распределения уже имеющегося богатства.

В противном случае, это может вызвать серьезные социальные конфликты и потрясения, грозящие развалом государства.

Российское государство, безусловно, учитывает опыт и дискуссии, идущие по этому поводу на Западе и за основу разработки своей социальной политики взяло принципы ее формирования в США. Это наглядно демонстрирует принятый на заседании Правительства РФ проект «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (до 2020 г.).

В указанном документе объявляется, что вместо социального государства (патернализма) и приватизации социальных функций (радикального либерализма) создается «субсидиарное» государство, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в какой общество не может это сделать самостоятельно.

Искать на сайте

Забавное фото

1301928224_1300147431_creo_10.jpeg
Яндекс.Метрика