Эффект дохода и эффект замещения

Закон спроса отражает существенную причинно-следственную связь между изменением цены и изменением спроса при прочих равных условиях.

Действие закона спроса и закономерности поведения потребителей можно объяснить с помощью двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменятся реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены на яблоки с 60 руб. до 20 руб. за 1 кг на свой постоянный недельный доход 1200 руб. потребитель сможет приобрести не 20, а 60 кг яблок.

Если потребитель решил сохранить свое потребление на прежнем уровне, то на «высвобождены» деньги он сможет приобрести дополнительное количество других продуктов (груш, винограда, помидоров, мяса и т.п.).

Снижение цены товара сделало потребителя богаче и позволило ему расширить объем спроса. Собственно в этом и заключается сущность эффекта дохода. Товар, спрос на который увеличивается с ростом дохода при прочих равных условиях, называют нормальным товаром.

При этом важно отметить, что даже после прекращения роста спроса потребителя при дальнейшем снижении цены количество покупок на рынке будет постоянно расти, так как люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности, приобретая товары, цены на которые снизились.

Эффект замещения характеризует взаимосвязь между ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки (как в нашем примере) при неизменных ценах на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению с другими фруктами (виноградом, сливы и т.д.). Потребитель заменит относительно дорогой виноград, покупая дешевые яблоки и в значительно большем количестве.

Если снижение цены одного товара уменьшает спрос на другой товар, то оба товары называют взаимозаменяемыми, т.е. субститутами. Предположим, что снижается цена на фруктовые сиропы.

Согласно закону спроса потребитель будет покупать больше фруктовых сиропов. А поскольку потребитель считает, что лучше употреблять фруктовые сиропы с минеральной водой, то он будет покупать больше минеральной воды.

Когда снижение цены одного товара ведет к увеличению спроса на другой товар, такие товары называют взаимодополняющими, т.е. комплементарными.

Искать на сайте

Забавное фото

1312121271_01.jpeg
Яндекс.Метрика