Теория предельной полезности

Теория предельной полезности, маржиналистская теория, субъективно-идеалистическая — все эти названия одной и той же экономической концепции.

К сведению. Термин «маржинальный» — французского происхождения, оказался трудно переводимым на русский язык. Утвердившийся перевод этого слова «предельный» требует некоторого пояснения. Термин происходит от французского слова «марж», означающего «поле рукописи, книги», «дополнительное свободное место», «обочина». Отсюда и понятие «маржинальная полезность», означающее «полезность, которая еще может быть получена», или, яснее, когда тележка хотя еще и на дороге, но уже на ее обочине, ее дальнейший шаг в этом направлении приведет к крушению (предел).

Данное слово легко переводится на другие западноевропейские языки. По-русски же следовало бы говорить о «разумной» или «обоснованной» полезности. Но из этих слов трудно получить научный термин, и в результате в русской экономической литературе утвердился термин «предельная полезность».

Суть рассматриваемой концепции состоит в утверждении, что цена товара — результат не труда, а индивидуальных оценок потребителей и соотношения  спроса и предложения. В связи с этим у теоретиков предельной полезности исчезает сам термин «товар», который заменяется термином «благо». Ценность имеют лишь те блага, количество которых недостаточно для удовлетворения потребности в них. Отсюда еще одно название этой теории — «количественная».

Потребности не ограничены в своем количестве и имеют разную напряженность. Количество же благ, напротив, ограничено. Из этого следует, что экономическими, в соответствии с теорией предельной полезности, называются блага, способные удовлетворять какую-то потребность и количество которых ограничено по сравнению с потребностью. Так, воздух не является экономическим благом, хотя он и необходим для жизни каждому. Его количество неограниченно. Исходя из такого подхода, теоретики предельной полезности объяснили парадокс А. Смита: вода нужна всем, но она ничего не стоит; бриллиант же бесполезен, но он ценится дорого.

Итак, ценность блага определяется его количеством. На практике же ценность блага определяется последней из имеющихся его частей (единиц), полезностью этой последней части; она, эта последняя часть, определяет цену всего блага.

Потребности индивида характеризуются различной степенью напряженности. Хотя оценка напряженности и субъективна, можно выделить первую потребность, затем установить шкалу потребностей или градацию, которая будет разной у разных индивидов. Но вместе с тем можно выявить и общие черты. Эти общие черты могут изучаться статистикой и служить источником для анализа потребностей рынка.

Наблюдения показывают, что напряженность потребности убывает по мере удовлетворения потребности вплоть до ее полного исчезновения. Вследствие этого и полезность блага, его цена также должны убывать как функция количества.

Из сказанного следует вывод: полезность блага в экономическом смысле не есть его абстрактная способность удовлетворять потребность. Если бы это было иначе, то алмаз, служащий удовлетворению вторичных потребностей, должен быть менее полезным и более дешевым, чем уголь, служащий многим потребностям. Это случай уже рассматриваемого «парадокса А. Смита», который объясняется с позиций теории предельной полезности.

Шкала потребностей в благах и их цена определяются понятием убывающей полезности. Переход от напряженной потребности к ее полному удовлетворению происходит постепенно, т.е. через убывающий ряд степеней напряженности. Если разделить благо на соответствующее количество частей и рассмотреть каждую часть саму по себе, в отрыве от других, то ясно, что первая часть служит удовлетворению первой, наиболее напряженной степени потребности; вторая — второй, менее напряженной и менее ценной потребности, и т.д. По мере уменьшения степени напряженности в удовлетворении потребности полезность и цена каждой последующей единицы становятся все меньше по сравнению с предыдущей. Таков принцип убывающей полезности.

Последняя, или конечная, полезность есть полезность последней наличной части блага. Следовательно, чем меньше количество данного блага по сравнению с потребностью, тем выше полезность и цена последней его части и тем выше ценность всего количества данного блага, и наоборот.

Теоретики предельной полезности переместили предмет исследования в сферу обращения, где цена от начала и до конца является продуктом субъективных определений ценности блага. Такой подход означал игнорирование общественного характера экономических процессов и прежде всего роли общественного производства. Даже в тех случаях, когда представителям венской школы предельной полезности приходилось признавать роль издержек производства, они сводили их к субъективным ощущениям.

В роли непосредственного источника издержек производства чаще всего выступала так называемая тягость расставания с тем или иным благом, которая зависела от его полезности. Полезность в этой теории — универсальная категория, используя которую можно определить не только спрос и предложение благ, но даже и труд. Последний характеризовался как отказ от полезности такого блага, как отдых, или как «отрицательная полезность» человеческих усилий.

Последователями теории предельной полезности в научный оборот было введено понятие «альтернативная стоимость», широко распространенное в современных западных учебниках.

Альтернативная стоимость — это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов.

Э. Долан приводит пример с автомобилем и образованием, где альтернативная стоимость обучения выпускника колледжа сравнивается с количеством машин, которые могли быть произведены посредством того же количества труда.

Но более типичным является выбор не между двумя благами, а между их множеством. В таком случае наличие большего количества одного блага означает отказ от небольших количеств каждого из остальных благ.

В системе со многими благами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения — деньги. Существуют альтернативные стоимости, не связанные с тратой денег. Например, если пойти работать, а не учиться, то получается доход, который является альтернативной стоимостью, хотя при ее потере деньги не тратятся.

Близко к пониманию альтернативной стоимости определение прибавочной стоимости теоретиками предельной полезности. По Бем-Баверку, прибавочная стоимость — это разница в субъективных оценках настоящих и будущих благ.

Теоретики предельной полезности не могли обойти вопрос о том, из чего состоит ценность блага, как она определяется. Решая его, они разработали теорию вменения. Согласно этой теории, каждому из трех факторов производства — труду, земле и капиталу — «вменяется» определенная часть ценности предлагаемого блага.

После Первой мировой войны в качестве последователей теории предельной полезности выступили представители новой австрийской школы (Г. Майер, Л. Шёнфельд, П. Розенштейн-Родан и др.), которые придерживались еще более крайних взглядов. Так, представители этой школы пытались исключить из теории полезности все категории, которые не могли быть сведены к индивидуально-психологическим ощущениям, а также отказаться от всяких попыток количественного измерения полезности как находящейся в сфере субъективных ощущений.

В последующие годы (1920-1970 гг.) теория предельной полезности развивалась и все более утверждалась в учебных ... читать далее ...

Искать на сайте

Забавное фото

1302012149_wer-_81.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика