Особые (свободные) экономические зоны в Индии

Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в различных странах

В ходе реализации внешнеторговой политики Индии особое внимание уделяется специальным экономическим зонам (СЭЗ), создаваемым с целью развития производства и экспорта, привлечения передовых технологий и опыта, увеличения занятости.

Специализированные СЭЗ и парки создаются в таких отраслях, как информационные технологии, нефтеперерабатывающая промышленность, аэрокосмическая промышленность, производство сельскохозяйственных, текстильных, химических и пищевых продуктов, автомобильных компонентов, автомобилей и тракторов, электроники.

Развитие СЭЗ в Индии началось с середины 1960-х годов. До 2000 г. они назывались зонами экспортного производства. Индия была одной из первых стран в Азии признавшей эффективность модели учреждения таких зон в продвижении экспорта.

Первая на континенте зона экспортного производства была учреждена в Кандле в 1965 году. Основными целями деятельности таких зон являются расширение производственного сектора экономики и увеличение экспорта продукции с высокой степенью обработки. На начальном этапе развития учредителем зон являлось Правительство страны.

С целью преодоления недостатков обусловленных наличием многочисленных контролирующих органов, отсутствием инфраструктуры мирового класса и нестабильным фискальным режимом, а также с целью увеличения роста привлечения иностранных инвестиций в Индию, в апреле 2000 года была анонсирована Политика по Специальным экономическим зонам. С этого момента наблюдается рост числа СЭЗ, обусловленный в частности тем, что частные инвесторы начали вкладывать средства в эту сферу.

До 2006 г. СЭЗ Индии функционировали по положениям Политики по внешней торговле с учетом фискальных льгот и стимулов, предоставляемых через отдельные законодательные акты.

С целью придания стабильности функционированию СЭЗ Правительством Индии были приняты: закон о специальных экономических зонах (SEZ Act, 2005) и правила создания и функционирования СЭЗ (SEZ Rules, 2006), являющиеся основополагающими документами регулирования их деятельности.

С этого времени отмечается особенно быстрый рост числа СЭЗ и резкий рост объема капиталовложений, в том числе прямых иностранных, в создание предприятий на территории СЭЗ.

Функционирование СЭЗ находится под контролем и управлением трехуровневой системы. Высшим органом контроля и управления на Правительственном уровне является Совет по одобрению, возглавляемый Секретарем Департамента Коммерции. На уровне отдельных зон контроль за функционированием СЭЗ осуществляет Комитет по одобрению. Каждая зона возглавляется Уполномоченным по развитию, являющимся одновременно членом Комитета по одобрению.

В соответствии с принятыми законами, СЭЗ могут создаваться как центральным правительством, так и правительствами штатов, а также по инициативе представителей бизнеса. СЭЗ учреждается с одобрения Совета по одобрению и центрального Правительства. В СЭЗ могут быть организованы государственные, частные и частно-государственные предприятия. В них разрешено участие иностранного капитала. Все предложения по организации предприятий на территории СЭЗ должны получить одобрение Комитета по одобрению. Предприятия, основанные в СЭЗ, должны ориентироваться, в первую очередь, на получение валютной прибыли от экспорта. Комитет по одобрению осуществляет мониторинг деятельность СЭЗ и находящихся на ее территории предприятий.

Экспортное производство в СЭЗ не подпадает под действие законов и правил, действующих на внутренней таможенной территории Индии. Предприятия, расположенные в этих зонах, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории страны. Им предоставляется возможность беспрепятственного импорта оборудования и сырья, необходимых для осуществления их производственной деятельности, свободная продажа и перемещение товарных потоков внутри зоны.

Предприятиям разрешается выполнять работы в таможенной зоне страны и получать товары из этой зоны. Единственным обязательным условием является экспорт 100 % произведенной ими продукции. В отдельных случаях разрешена реализация части произведенной ими продукции на внутреннем рынке, однако такое разрешение дается только при оплате всех таможенных и дополнительных пошлин без предоставления каких-либо льгот. Движение товаров из СЭЗ в порты и обратно осуществляется без помех и ограничений.

Закон о специальных экономических зонах (Special Economic Zones Act 2005) и Правила организации СЭЗ 2006 (SEZ Rules 2006) предусматривают, в частности, следующее:

· принцип «одного окна» для организации СЭЗ, открытия в них предприятий, взаимодействия с правительственными чиновниками;

· периметр зоны должен иметь соответствующую систему контроля за перемещениями товара, отвечающую требованиям таможенного законодательства;

· не менее 25% территории зоны должно быть использовано для производственной деятельности;

· в СЭЗ должны соблюдаться местные нормативные акты в отношении производственной деятельности, охраны труда и окружающей среды;

· на территории зоны могут размещаться только предприятия, работающие по схеме СЭЗ;

· предприятиям не требуется лицензия на осуществление импорта;

· беспошлинный импорт средств производства, материалов, запасных частей, расходных материалов и т.д.;

· беспошлинное приобретение на внутреннем рынке средств производства, сырья, расходных материалов, запасных частей и т.д.;

· освобождение от налога на прибыль сроком на 5 лет с момента декларирования прибыли, далее еще на 5 лет в размере 50% (в отдельных случаях возможно продление срока взимания налога на прибыль в размере 50 % еще на следующие 5 лет);

· разрешаются производство, оказание услуг, переработка, сборка, ремонт, вторичная переработка, упаковка и т.д.;

· разрешаются продажи на внутренний рынок при полной уплате таможенных пошлин в соответствии с действующим для внутренней таможенной зоны законодательством;

· упрощенный режим таможенных проверок экспорта и импорта;

· беспрепятственный возврат импортированных товаров, признанных дефектными;

· выдача ссуд в объеме до 100% стоимости основных фондов, хранение валютных средств на банковских счетах (без их конвертации в местную валюту);

· полная свобода по заключению субконтрактов (подрядов);

· производители наделены правом самостоятельной сертификации товаров;

· в СЭЗ разрешено открытие зарубежных отделений индийских банков, для которых Резервным банком Индии установлены льготные нормативы деятельности, что облегчает доступ к зарубежным финансовым ресурсам компаниям, расположенным в СЭЗ;

· компаниям, расположенным в СЭЗ, разрешены внешние коммерческие заимствования на срок до 3-х лет на условиях, определенных Резервным банком Индии;

· компаниям, расположенным в СЭЗ, разрешены срочные товарные сделки на определенных условиях;

· поставки товаров и услуг из внутренней таможенной территории страны в СЭЗ рассматриваются как экспортные.

СЭЗ Индии вносят большой вклад в увеличение экспорта, привлечение иностранных и внутренних инвестиций, создание инфраструктуры мирового класса и новых рабочих мест. СЭЗ Индии уверенно пережили тяжелый экономический кризис и показали высокую конкурентоспособность в это тяжелое время.

По состоянию на 01 июля 2012 года накопленные инвестиции в СЭЗ Индии составили более 45 млрд. долларов США. На указанную дату в них трудилось более 600 тыс. человек. В 2010-11 ф.г. (финансовый год - в Индии с апреля по март) экспорт из СЭЗ Индии составил 63,2 млрд. долл. США.

Искать на сайте

Забавное фото

1302011989_00.jpeg
Яндекс.Метрика