Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в различных странах
В 1980 году в Китае были образованы сразу четыре однотипные СЭЗ, цель которых была протестировать инновационную политику, которую планировалось внедрить в дальнейшем в других регионах Китая. Зоны были расположены в Шенжене, Чжухае, Шаньтоу (провинция Гуандун) и в Ксиамене (провинция Фуджиан).
Когда экономика Китая стала открытой для международной торговли и инвестиций, деятельность СЭЗ сразу принесла результаты. В 1981 году на долю четырех СЭЗ пришлось 60% притока ПИИ в Китай, причем 51% ПИИ пришлись на долю зоны, расположенной в Шенжене, на остальные зоны – приблизительно по 3% совокупного притока ПИИ в страну.
Спустя 3 года на долю СЭЗ все еще приходилось 26% от совокупного ПИИ, полученного государством. К концу 1985 года 20% совокупных прямых иностранных инвестиций (около 1,2 млрд. долларов) приходилось на четыре СЭЗ. Китайские вложения в СЭЗ были значительно выше, чем инвестиции иностранцев. И, прежде всего, они осуществлялись в инфраструктуру и предприятия.
Когда стал очевиден положительный опыт работы первых СЭЗ, аналогичные благоприятные режимы деятельности были обеспечены предпринимателям в 14 прибрежных городах Китая, потом – и в других регионах страны.
Стремительный рост экономики Китая в последние три с половиной десятилетия не имеет аналогов в мире. С тех пор как Китай принял политику «открытых дверей» и начал проводить реформы в 1978 году, ВВП Китая стал расти в среднем на 9% ежегодно. Еще боле быстрыми темпами возрастал объем экспорта государства. Значительно вырос и показатель ВВП на душу населения.
По итогам 2011 года объем мирового экспорта товаров составил 18197 млрд. долларов, при этом, 10,4% от этого объема приходится на Китай.
В 2000 году доля Китая в общемировом экспорте товаров составляла 3,86%, а в 1978 году, когда начало осуществляться реформирование Китая – всего лишь 0,75%. То есть, за 33 года доля государства в экспорте товаров в мире возросла в 14 раз.
Реформа «открытых дверей», начавшаяся в 1978 году, стала социальным экспериментом на ограниченной территории, призванным показать, куда приведет рыночное реформирование экономики. Ограничение территории было важным пунктом в этом эксперименте и обеспечивало безопасность в том случае, если бы реформирование было признано неудачным.
СЭЗ в Китае отличаются от других свободных экономических зон в азиатских странах более широкой диверсификацией деятельности и охватом гораздо более значительных территорий. У СЭЗ было выгодное расположение - на территории прибрежных зон, имеющих исторический опыт внешней торговли, вблизи Гонконга, Макао и Тайваня.
Открытие свободной экономической зоны на территории Шенженя стало важным стратегическим решением, так как Шенжень расположен в непосредственной близости от Гонконга. Опыт этого специального административного района Китай использовал для стимулирования экономического роста. И результат оказался крайне позитивным. С самого начала сочетание благоприятных условий для работы и правильно выбранных направлений деятельности вылилось в беспрецедентный рост экономики. По мнению Вилфреда Лу, Вице-президента JURONG Consultants, «управление СЭЗ похоже на воспитание ребенка, необходимо постоянно поддерживать ее развитие, пока она не сможет эффективно работать самостоятельно».
Темпы роста экономики Шенженя были очень высоки: с 1980 по 1984 годы ВВП Шенженя возрос в 6 раз (58% роста ВВП ежегодно), в то время как в Китае экономика возросла «лишь» в 1,5 раза. В других СЭЗ рост экономики отставал от шенженьского, но также был высоким: в Чжухае 32%, в Шаньтоу 9%, в Ксиамене 13%. С 2000 по 2010 годы экономика Шенженя возросла в 4,4 раза, а с 1979 года по 2010 год – в 4 852 раза (в текущих ценах). ВВП Шенженя в 2010 году составил 146 млрд. долларов. В июле 2012 года Шенжень был назван одним из 13 крупнейших мегаполисов Китая, его население составляет приблизительно 14 млн. человек.
В 1996 году в Шенжене дополнительно был учрежден индустриальный парк, предприятия которого специализируются на таких областях как биотехнологии и фармацевтика, строительство и производство строительного материала, химическое производство, медицинское оборудование, электроника, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и т.д. Развитие огромного китайского мегаполиса, еще 30 лет назад бывшего небольшим рыболовецким городком, продолжается.
В настоящее время составной частью экономических реформ Китая является «политика открытости», которая направлена на привлечение иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организацию совместных предприятий с зарубежными партнерами и привлечение капитала через специальные экономические зоны (СЭЗ).
Основными целями создания СЭЗ являлись:
· привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
· увеличение экспортной валютной выручки;
· стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
· эффективное использование природных ресурсов;
· стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
· создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
· мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
· обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов.
В настоящее время в Китае действуют следующие 6 СЭЗ, 4 из которых расположены на юго-восточном побережье страны:
СЭЗ Шаньтоу – (более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. 95% объема иностранных инвестиций поступает от китайских соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура).
СЭЗ Шэньчжэнь – (свыше 17,5 тыс. предприятий, 85% инвестиций в которых приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии).
СЭЗ Чжухай – (более 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала – это инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура).
СЭЗ Сямэнь – (свыше 4150 предприятий с иностранным капиталом, из которых 80% - инвестиции из Тайваня. Основные отрасли инвестирования - электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность).
СЭЗ Хайнань – (более 7320 предприятий, совокупный объем конктрактных инвестиций - 22,3 млрд. долл. США).
Новый район Пудун (создан в 1990 г., составная часть Шанхая – насчитывает свыше 5400 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике).
Система управления СЭЗ характеризуется наличием следующих особенностей:
· специальные налоговые стимулы для иностранных инвестиций;
· большая независимость в международном сотрудничестве;
· экономические характеристики представлены в виде так называемых «четырех принципов»:
· конструкция в первую очередь рассчитана на привлечение
· использование иностранного капитала;
· основными экономическими формами являются китайско-иностранные совместные предприятия и партнерства, а также полностью иностранные предприятия;
· производство в первую очередь экспортно-ориентированной продукции;
· экономическая деятельность в первую очередь определяется рынком.
Существует система стимулов, применяемая в СЭЗ для привлечения иностранных инвестиций:
Каждая из шести СЭЗ была создана на основе соответствующего акта Правительства КНР, конкретные вопросы их деятельности регулируются специальными правилами и положениями, принимаемыми на уровне местных властей с правами провинциального уровня.
Иностранный инвестор, намеревающийся инвестировать в ту или иную СЭЗ, должен следовать положениям «Каталога отраслей – руководства для иностранных инвестиций» на предмет соответствия предлагаемого им проекта действующему в СЭЗ законодательству. На сайтах администраций СЭЗ опубликована подробная информация о разрешенных формах иностранного присутствия в зонах, процедурах учреждения компаний с иностранным капиталом, требуемых для регистрации документах, режиме налогообложения, таможенном, экспортно-импортном режимах и др.
Важно отметить, что система стимулов для иностранных инвесторов действует не только в пределах указанных СЭЗ. Следует также иметь в виду, что в крупных и средних городах Китая с середины 80-х годов были созданы 54 зоны технико-экономического развития государственного уровня, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня, в которых местным законодательством предусмотрены соответствующие налоговые и административные преференции в отношении иностранных инвесторов.
Практика функционирования китайских СЭЗ и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи. К числу достижений СЭЗ в Китае как китайские, так и зарубежные специалисты относят высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения.
СЭЗ в КНР (помимо общих с другими странами целей спецзон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход «всех разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом.
Специфика китайского опыта регулирования СЭЗ заключается в том, что СЭЗ для современного Китая — это нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др.
В СЭЗ Китая происходит становление и обкатка, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI в. будет жить практически весь Китай.
< Предыдущая | Следующая > |
---|