Функционирование бюджетной системы РФ

funktsionirovanie-byudzhetnoj-sistemy-rf

Законодательную базу бюджетной системы составляют законы и иные правовые акты, принимаемые законодательными (представительными) органами власти всех уровней.

К органам законодательной (представительной) власти относятся Государственная Дума РФ, Совет Федераций РФ, законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления.

По отдельным вопросам, определяемым бюджетным законодательством, в интересах оперативного регулирования бюджетных средств между уровнями бюджетной системы издаются правовые акты Правительством РФ и органами власти субъектов РФ.

Учитывая вышеизложенное, функционирование бюджетной системы можно представить в следующем варианте (рис. 1).

funktsionirovanie-byudzhetnoj-sistemy-rossii

Рис. 1. Функционирование бюджетной системы России

В данном варианте функционирования бюджетной системы формирование бюджетов различных уровней осуществляется по принципу разделения источников формирования доходной части каждого уровня бюджетной системы.

С одной стороны, каждый из бюджетов соответствующего уровня напрямую формируется за счет собственных неналоговых доходов и внутренних и (или) внешних заимствований.

С другой стороны, в бюджет вышестоящего уровня перечисляется часть налоговых и неналоговых доходов с бюджетов нижестоящих уровней.

В такой системе действует единый принцип: все образования перечисляют определенную часть своего дохода в бюджет вышестоящего уровня. В то же время, учитывая неравномерность демографического, экономического и социального развития территориальных образований РФ, в бюджетной системе предусматривается оказание помощи бюджетам нижестоящих уровней за счет перераспределения бюджетных средств вышестоящего уровня бюджетной системы.

Схема перераспределения доходов от источников, поступающих в соответствующий бюджет, может быть следующей:

• все налоговые и неналоговые доходы соответственно поступают на расчетный счет местного бюджета (сельского, поселкового, районного, городского), с которого 40-50% от суммы общего дохода перечисляется в региональный бюджет (бюджет субъекта РФ), а 50-60% засчитывается в местный бюджет;

• все неналоговые доходы от имущества, принадлежащего субъекту РФ, и доходы, перечисляемые из нижестоящих бюджетов (местных бюджетов), поступают на расчетные счета субъекта РФ, с которых 35~40% от общего дохода перечисляется на расчетный счет федерального бюджета, а 60~65% дохода засчитывается в бюджет субъекта РФ;

• все неналоговые доходы от имущества, принадлежащего государству, его деятельности и доходы, перечисляемые из региональных бюджетов, поступают на расчетный счет федерального бюджета.

Возможно повышение ставок отчислений от нижестоящих бюджетов в бюджеты вышестоящих уровней с учетом условий и экономического развития регионов. Возможно понижение ставок на 5-10% от общей суммы поступлений на малонаселенные территориальные образования и недостаточно развитые в экономическом отношении территориальные образования.

Региональные образования (субъекты РФ) перечисляют часть своих доходов в федеральный бюджет:

— республики, не входящие в другие образования субъектов РФ, кроме как в состав РФ;

— края и области, входящие в состав РФ;

— города Москва и Санкт-Петербург как субъекты РФ;

— автономные области и округа, входящие в состав РФ.

Региональные образования или субъекты РФ формируют свой бюджет, исходя исключительно из административно-территориального признака, в том числе в бюджет регионального образования должны перечислять полностью часть своего дохода те субъекты РФ, которые административно входят в региональное образование как субъект РФ.

Бюджеты местных образований представлены бюджетами районов, городов, сел, поселков и иных населенных пунктов.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Функционирование бюджетной системы РФ