Этапы бюджетной реформы в России
Бюджетные преобразования и реформы в современной России имеют весьма длительную историю.
К начальному этапу реформ в бюджетном секторе России представляется возможным отнести преобразования в сфере межбюджетных отношений, осуществленные в период 1999-2005.
Основные направления развития межбюджетных отношений были закреплены в «Концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах» и в «Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года».
Согласно этим нормативным актам, главные задачи реформы межбюджетных отношений состояли в изменении финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней на основе укрепления бюджетного федерализма, повышения бюджетной дисциплины, прозрачности распределения бюджетных средств.
В результате реформы был совершен переход к системе делегирования и разграничения полномочий, проведена бюджетно-налоговая децентрализация.
Второй этап бюджетной реформы в России (2004-2006) был направлен на преобразование бюджетного процесса, что было закреплено в «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах».
Целью реформы бюджетного процесса было «создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики». При этом главным механизмом совершенствования системы управления государственными (муниципальными) финансами стало управление результатами.
В российской практике управления общественными финансами реализация мероприятий по внедрению принципов управления по результатам бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР), началась с издания Постановления Правительства РФ от 22 мая 2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
В ходе реформы 2004-2006 г.г. бюджетный процесс претерпел значительные изменения:
• были разработаны новая бюджетная классификация и план счетов бюджетного учета, обеспечивающие учет доходов и затрат по функциям и программам;
• были выделены бюджеты действующих и принимаемых обязательств; в частности, был сформирован Реестр расходных обязательств РФ.
• был осуществлен переход к трехлетнему финансовому планированию;
• был осуществлен переход от сметного финансирования бюджетных организаций к БОР, которое обеспечивало связь бюджетных расходов с их результативностью;
• были упорядочены процедуры составления и рассмотрения бюджета, и др.
После бюджетной реформы 2004-2006 годов практически все компоненты бюджетного процесса имели программно-целевую ориентацию. Хотя результаты реформы в России оцениваются положительно, при ее реализации на практике зачастую возникали некоторые «инфраструктурные» сложности.