Понятие бюджетного федерализма
Государственная политика, способствующая формированию бюджетов разных уровней с учетом особенностей территорий и в целом формированию новой модели федеративных отношений в начале 90-х годов ХХ в., привела к возникновению бюджетного федерализма.
Понятие «бюджетный федерализм» чаще всего используют для характеристики различных аспектов финансовой децентрализации и самостоятельности территориальных образований. Так, в проекте Бюджетного кодекса бюджетный федерализм определялся как отношения между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий, расходов, доходов, распределения и перераспределения последних между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ, исходя из необходимости единства общегосударственных интересов населения, проживающих на территориях субъектов РФ и входящих в них муниципальных образований.
В принятом Бюджетном кодексе определения бюджетного федерализма не приведено, хотя проблемам, связанным с этим направлением деятельности, уделяется пристальное внимание как со стороны теоретического осознания и развития с учетом современных тенденций, так и со стороны практической реализации.
Понятие «бюджетный федерализм» характеризует основной принцип функционирования бюджетной системы: сочетание автономности бюджетов отдельных уровней и межбюджетных отношений.
Бюджетный федерализм требует выполнения трех условий:
- четкое разграничение полномочий между всеми уровнями власти по расходам;
- наделение соответствующих уровней финансовыми ресурсами, достаточными для реализации переданных им полномочий;
- сглаживание дисбалансов различных бюджетов с помощью межбюджетных трансфертов, осуществляемых по четким правилам.
Часто бюджетный федерализм отождествляют с межбюджетными отношениями, при этом подразумевается наличие субъектов таких отношений в виде единого центра и регионов. Сами отношения не выходят за пределы субъектов РФ, то есть не распространяются на уровень местного самоуправления. Сложность и противоречивость процесса становления местного самоуправления в России и закрепление двухуровневой модели в качестве основы его территориальной организации создало асимметрию в бюджетной обеспеченности многочисленных муниципальных образований нижестоящего уровня.
Главным в понимании бюджетного федерализма является то, что отношения не ограничиваются сферой только межбюджетных, а пронизывают всю бюджетную систему.
Бюджетный федерализм определяется как многоаспектный и сложносоставный механизм установления и регулирования бюджетных отношений на базе социально организованных бюджетно-налоговых связей. Этот механизм одновременно является серьезным гарантом устойчивости и государственного устройства страны, неотъемлемым компонентом ее внутренней политики и важнейшим инструментом государственного регулирования территориального развития.
Бюджетный федерализм представляет собой форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет интересов всех участников бюджетного процесса. Поиск компромисса этих интересов и есть социальная ориентация бюджетной политики, которая реализуется в рамках принципов бюджетного федерализма методами бюджетного регулирования.
Бюджетный федерализм можно рассматривать как явление и процесс.
Как явление бюджетный федерализм - форма отношений звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе с учетом интересов всех ее участников.
Как процесс бюджетный федерализм - установление и регулирование федеративных отношений по поводу распределения и перераспределения доходов и расходов между бюджетами разных уровней посредством бюджетно-налоговых связей.