Принципы бюджетного федерализма
В настоящее время большое значение приобрели вопросы, связанные с принципами бюджетного федерализма в контексте взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В экономической и юридической литературе существует множество определений бюджетного федерализма, но единого понимания термина «бюджетный федерализм» в российской финансово-правовой науке до настоящего момента не выработано.
Наиболее ясное, лаконичное и одновременно емкое по содержанию следующее определение: «Бюджетный федерализм - это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов, и на реализацию межбюджетных отношений».
Основными принципами бюджетного федерализма являются:
- единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;
- сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;
- высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;
- активное участие членов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.
Эффективная модель системы межбюджетных отношений в общем, как и бюджетный федерализм в частности, основывается на балансе интересов Федерации и ее субъектов, представляет главным образом продукт синтеза финансово-экономических интересов государства, населения и предпринимательства.
Необходимо помнить, что экономическое развитие государства - это развитие региональных экономик, поэтому проблема самодостаточности экономического и налогового потенциала регионов является главной.
На решение данной проблемы должны быть ориентировано установление эффективных межбюджетных отношений и бюджетного федерализма.