Эффективность межбюджетных отношений в России

effektivnost-mezhbyudzhetnykh-otnoshenij-v-rossii

Рассмотрим проблемы реализации принципа бюджетного федерализма и эффективность межбюджетных отношений в России.

На сегодняшний день около 65 % бюджетных средств сконцентрированы в федеральном бюджете. В то время как мировой практикой доказано, что если пропорции распределения бюджетных средств между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации составляют 60 и 40 % соответственно, то бюджетная система данной страны считается функционирующей как бюджет унитарного государства.

В настоящее время в России сложилась централизованная система межбюджетных отношений в ущерб интересам регионов. В результате их финансовая зависимость от федерального центра является высокой. Получается, что принцип самостоятельности бюджетов субъектов РФ носит декларированный характер, поскольку указанные бюджеты на деле формируются в недрах Министерства финансов России (в процессе формирования федерального бюджета). Именно там происходит определение аккумулированной субъектами доходной части своих бюджетов и определяется их расходная часть.

Провозглашённый как построенная на принципе бюджетного федерализма бюджетная система РФ, на практике федеральный бюджет РФ по существу функционирует как централизованный бюджет унитарного государства.

В связи с этим необходимо совершенствование законодательной основы и механизмов повышения эффективности межбюджетных отношений и формирования реального бюджетного федерализма в современной России.

При этом основой полномасштабной бюджетной реформы в части межбюджетных отношений, способствующей развитию и укреплению бюджетного федерализма в стране, является Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в России.

Реализация указанной Концепции призвана решить следующие основные задачи:

- укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований;

- создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

- формирование стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;

- повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;

- оказание методологической и консультационной помощи субъектам РФ с целью повышения эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами, а также реализации реформы местного самоуправления.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Эффективность межбюджетных отношений в России