Международная практика формирования программного бюджета

mezhdunarodnaya-praktika-formirovaniya-programmnogo-byudzheta

Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов, в современной экономической практике, является программно-целевое финансирование, предполагающее переход к формированию бюджетов в разрезе государственных программ. Это обуславливает введение в бюджетную практику понятий «программного бюджетирования» и программного бюджета.

Впервые законодательное закрепление понятий было осуществлено в1965 году в США. В последующем бюджетные реформы были проведены в большинстве развитых и развивающихся странах, однако их результаты оказались неоднозначными. К примеру, несмотря на достижения в одних странах (США, Великобритания, Канада, Франция, Нидерланды, Бразилия, Южная Корея), в ряде других ожидания, связанные с бюджетными реформами не оправдались.

Обобщенная международная практика формирования программного бюджета выделяет основные принципы его применения:

– программы должны содержать максимально соответствующие им показатели непосредственных и конечных результатов;

– программная классификация должна охватывать все бюджетные расходы.

Кроме того, в зависимости от целей использования программного бюджета выделяются типы страновых моделей программного бюджетирования:

– программный бюджет как инструмент стратегического планирования и установления приоритетов расходов бюджета;

– программный бюджет как инструмент улучшения системы управления государственными финансами;

– программный бюджет как инструмент учета полных затрат в бюджетной деятельности;

– программный бюджет, используемый для целей анализа.

Наиболее эффективными считаются модели, в которых используются все подходы к использованию программного бюджета.

Важно отметить, что для программно-целевого финансирования характерны следующие черты:

– целенаправленное воздействие на решение конкретной проблемы;

– воздействие на цели социально-экономического развития путем реализации комплекса мер, взаимоувязанных по срокам, направлениям, исполнителям, ресурсному обеспечению;

– межотраслевой, межтерриториальный характер программно-целевого финансирования.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Международная практика формирования программного бюджета