Формирование доходов бюджетов на стадиях бюджетного процесса

formirovanie-dokhodov-byudzhetov-na-stadiyakh-byudzhetnogo-protsessa

Рассмотрим особенности формирования доходов бюджетов на стадиях бюджетного процесса.

На стадии составления проекта бюджета осуществляется планирование соответствующих показателей доходов бюджета.

На стадии рассмотрения и утверждения бюджета законодательными (представительными) органами власти может производиться корректировка показателей доходов. При этом не все показатели могут быть изменены.

Так, при утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

В рамках второго чтения поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов РФ рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом по бюджету Совета Федерации.

На стадии исполнения бюджета формирование доходов бюджета проходит четыре этапа.

Первый этапперечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, открытый органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России. Плательщики налогов и сборов обязаны своевременно и в полном объеме перечислять платежи в доходы бюджета, предоставив в коммерческий банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. 

Налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством считаются поступившими в бюджет с момента их зачисления на единый счет бюджета. Ежедневно учреждения Банка России предоставляют органам Федерального казначейства выписку с этого счета. В функции казначейских органов при этом входит учет всех поступивших сумм по видам налогов и платежей.

Второй этапраспределение в соответствии с БК РФ, утвержденным бюджетом доходов между бюджетами различных уровней. Полномочия по распределению между бюджетами бюджетной системы РФ поступлений возложены на органы Федерального казначейства.

Распределение доходов производится по длительно действующим нормативам отчислений от налогов и сборов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством. Несмотря на наличие утвержденных нормативов в БК РФ, на практике довольно часто имеет место ежегодное их изменение. Например, нормативы отчислений по налогу на доходы физических лиц ежегодно изменяются последние три года: 70, 80, 85 % в бюджеты субъектов РФ в 2012-2014 гг.

Третий этапперечисление излишне распределенных сумм, возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ. При этом органы Федерального казначейства при необходимости осуществляют перечисление средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения).

Четвертый этапучет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Таким образом, исследование основ формирования доходов бюджетов в условиях их реформирования позволило рассмотреть процесс формирования доходов на всех стадиях бюджетного процесса.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Формирование доходов бюджетов на стадиях бюджетного процесса