Доходы местных бюджетов стран ОЭСР

dokhody-mestnykh-byudzhetov-stran-oesr

Анализ структуры доходов местных бюджетов стран ОЭСР в 2012 г. показывает, что в большинстве государств местные доходы формируются более чем из одного налогового источника.

В зависимости от преобладающей в местных бюджетах группы налогов страны можно разделить на четыре группы.

Поступления от подоходных налогов (в основном взимаемых с физических лиц) преобладают в местных бюджетах таких стран, как Германия, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария.

В Скандинавских странах значимость подоходных налогов наибольшая — поступления от них обеспечивают 90-97% доходов местных бюджетов, причем в Финляндии и Швеции в пользу муниципалитетов зачисляется свыше 70% поступлений; в Норвегии, Дании, Исландии, Словении и Эстонии — более половины поступлений.

В семи странах, в том числе в трех федерациях (США, Канаде и Австралии), в местных бюджетах преобладают поступления от налогов на имущество. В этих странах (кроме США) муниципалитеты не имеют поступлений от налогов на доходы, но их доходы могут дополняться за счет поступлений от косвенных налогов (Франция, США).

Для муниципалитетов стран с преобладанием на местном уровне поимущественных налогов большее значение имеют перечисления из вышестоящих бюджетов. Наряду с тем что в большинстве рассматриваемых стран на местный уровень передается более двух третей (а в США и Канаде около 90%) поступлений от поимущественных налогов, взимаемых на всех уровнях бюджетной системы, более низкая доля налогов в местных бюджетах в этой группе может объясняться меньшим фискальным потенциалом поимущественных налогов по сравнению с потребностями муниципалитетов.

Несмотря на общераспространенный теоретический вывод о неприменимости на местном уровне косвенных налогов, они преобладают в Турции, Венгрии и Греции в доходах муниципалитетов. Для этих стран характерно формирование местных доходов в основном за счет трансфертов; средняя доля налогов в местных доходах составила 14%.

Наименьшее значение для местных бюджетов — менее 7% доходов — имеют налоги для Греции. С 1995 г. эта доля составляла 13%, с 2001 по 2008 г. она была на уровне 10% и снизилась до 7% в 2009 г. С 2012 г. в местные бюджеты передаются подоходные налоги, значимость которых позволяла бы Греции перейти, с формальной точки зрения, в группу стран смешанного типа.

Однако пока данная тенденция прослеживается только по результатам одного года, потому мы посчитали возможным оставить ее в третьей группе стран.

В доходах местных бюджетов остальных стран, включенных в анализ, поступления от налогов на имущество не отличаются значительно от поступлений от налогов на доходы (Бельгия) или косвенных налогов (Австрия, Нидерланды, Испания, Словакия, Чехия); в Корее и Португалии роль подоходных и косвенных налогов примерно одинакова при приоритете поимущественных налогов.

Таким образом, практика формирования местных финансов развитых стран во многом противоречит теоретическим разработкам. Признанные «лучшими» в теории налоги на имущество действительно играют важную роль в доходах муниципалитетов.

Однако почти в половине рассматриваемых стран за их счет формируется не более 30% местных налоговых доходов. В четверти стран косвенные налоги составляют более трети налоговых доходов муниципалитетов.

Под влиянием политических, исторических и национальных факторов сложилось множество бюджетных систем, заметно различающихся между собой и, как правило, противоречащих оптимальной теоретической модели бюджетного федерализма.

Заслуга в обобщении принципов распределения налогов в федеративном государстве принадлежит Р. А. Масгрейву, согласно которому для муниципалитетов наилучшим образом подходят поимущественные и иные налоги, взимаемые по принципу эквивалентности услуг, а прогрессивные подоходные налоги и налоги на потребление являются наиболее подходящими для органов власти центрального уровня.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Доходы местных бюджетов стран ОЭСР