Метод долговременных социальных нормативов в бюджетном регулировании
В 70-80-е гг. в СССР внедрялся метод долговременных социальных нормативов, характеризующих уровень обеспеченности населения набором специальных благ и услуг из расчета потребности на душу населения.
Недостатком метода долговременных социальных нормативов явилась сложность расчетов подобного рода благ и услуг.
Например, вначале рассчитывались нормативы дифференцированно и применительно к каждому отдельному региону с учетом показателей развития и уровня обеспеченности населения, а затем на основе расчетных нормативов определялись финансовые нормативы бюджетных расходов на содержание учреждений, организаций, предприятий и т. д. Далее все эти расчеты переходили на уровень местных бюджетов.
На основе расчетных социальных и финансовых нормативов определялась нижняя граница размера затрат местного бюджета. Сверх этого уровня расходы должны были покрываться за счет изыскания дополнительных ресурсов на местах.
Кроме того, финансирование мероприятий, связанных с экономическим и социальным развитием территорий регионов и местных образований, осуществлялось по мере выполнения планов поступления средств в региональные бюджеты и бюджеты муниципальных образований без оказания им помощи из вышестоящих бюджетов.
Иными словами, расходная часть местного бюджета определялась на основе плановых показателей развития региона и на базе социальных и финансовых нормативов затрат в расчете на одного жителя муниципального образования. При этом темпы роста расходов не должны были превышать темпы роста доходов.
В интересах повышения роли местных органов за результаты экономического и социального развития им предоставлялись права самим определять направления использования бюджетных средств.
В целях повышения заинтересованности местных органов власти в использовании бюджетных средств предполагалось оставлять в их распоряжении не использованные в данном финансовом году бюджетные средства, а также предлагалось создавать резервные фонды за счет средств местных доходов.
В целом механизм бюджетного регулирования по данному методу на основе дифференцированных нормативных отчислений от общегосударственных доходов и платежей в территориальные (региональные и местные) бюджеты от прибыли предприятий вышестоящего подчинения обеспечивал гарантированный минимум доходов местных бюджетов и социальную защиту населения каждой административно-территориальной единицы.
В интересах экономического и социального развития регионов создавались дополнительные финансовые ресурсы в виде внебюджетных фондов экономического и социального развития с открытием в банках счетов и субсчетов для финансирования целевых программ и отдельных мероприятий.
Преимуществами метода долговременных социальных нормативов было то, что он позволял:
— производить выравнивание уровней социально-экономического развития регионов и отдельных территориальных образований;
— повышать роль и ответственность местных органов власти за результаты социально-экономического развития территорий;
— самостоятельно определять направления использования бюджетных средств;
— создавать резервные фонды за счет неиспользованных и дополнительных доходов, что гарантировало в определенной мере социальную защиту населения от случайных факторов.