Классификация доходов и расходов бюджетов РФ

Классификация доходов бюджетов РФ

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного) в соответствии с признаком классификации по источникам их формирования, основана на законодательных актах РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ включает в себя код администратора поступлений в бюджет (федеральный, региональный, местный), группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.

Экономическая классификация является группировкой операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.

Все доходы бюджетов РФ объединены в четыре группы: «Налоговые доходы», «Неналоговые доходы», «Безвозмездные перечисления», «Перечисления от государственных целевых бюджетных фондов».

Классификация расходов бюджетов РФ

Бюджетные расходы покрываются за счет сбора налогов, неналоговых поступлений, займов и выпуска денежных знаков. Внутренние и внешние займы выпуска денежных знаков не являются источниками доходов бюджетов, а лишь источниками покрытия их дефицитов.

1. Функциональная классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного), отражающих направление финансовых средств из бюджетов на выполнение органами власти функций государства.

Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие уровни или группирует расходные средства по следующим этапам:

• первый — разделы;

• второй — подразделы, конкретизирующие каждое направление расхода бюджетных средств в пределах соответствующих разделов;

• третий — целевые статьи расходов бюджетов, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности органов власти;

• четвертый — виды расходов бюджетов, детализирующие каждое направление финансирования расходов по целевым статьям.

Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов составляет разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства, например:

— государственное управление и местное самоуправление;

— судебная власть;

— международная деятельность;

— национальная оборона;

— правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

— фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

— промышленность, энергетика и строительная индустрия;

— сельское хозяйство и рыболовство;

— охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метеорология;

— транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

— развитие рыночной инфраструктуры;

— жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство;

— предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

— образование;

— культура и искусство, кинематография;

— средства массовой информации;

— здравоохранение и физическая культура;

— социальная политика;

— обслуживание и погашение государственного долга;

— пополнение государственных запасов и резервов;

— региональное развитие (финансовая помощь бюджетам других уровней;

— утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

— мобилизационная подготовка;

— целевые бюджетные фонды;

— прочие расходы.

Второй уровень классификации расходов бюджетов — подразделы, конкретизирующие направления бюджетных расходов. Например, рассмотрим раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство», который включает подразделы:

— жилищное строительство;

— жилищное хозяйство;

— коммунальное хозяйство;

— архитектура и градостроительство;

— прочие структуры коммунального хозяйства.

2. Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию.

Классификация расходов бюджетных средств строится по разделам, подразделам, видам расходов или статьям и включает три раздела: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов за вычетом погашения

В целом, распределение бюджетных расходов по экономическому содержанию на четыре уровня можно представить на следующем примере:

— раздел «Капитальные расходы»;

— подраздел «Капитальные вложения в основные фонды»;

— вид расхода «Капитальное строительство»;

— статьи расходов: жилищное строительство; строительство производственных объектов; строительство объектов социально-культурного и бытового назначения и т. д.

3. Ведомственная классификация расходов по иерархии уровня власти имеет три уровня:

— федерального бюджета;

— бюджетов субъектов РФ;

— местных бюджетов.

В каждом из уровней ведомственной классификации бюджетных расходов, представляющих собой группировку соответствующих расходов (федеральных, региональных или местных), выделяются уровни главных распорядителей средств соответствующего бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ (федерального, регионального или местного), а также по группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ. Они утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ или постановлением о бюджете местного органа власти на очередной финансовый год.

Наряду с бюджетной классификацией бюджета РФ представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления утверждаются ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются группировками доходов и расходов региональных и местных бюджетов.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления отражают доходы и распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти.

В частности, ведомственная классификация доходов и расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой аналогичной группировке доходов и расходов федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам доходов и расходов, но применительно к конкретным условиям своего региона.

Ведомственная классификация доходов и расходов местных бюджетов являет собой группировку доходов и расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам доходов и расходов аналогично ведомственной классификации доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, но применительно к условиям местного бюджета.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Классификация доходов и расходов бюджетов РФ