Формы и виды контроля за исполнением бюджета

formy-i-vidy-kontrolya-za-ispolneniem-byudzheta

Формы контроля за исполнением бюджета

Контроль за исполнением бюджета является важным элементом бюджетного процесса. Контроль за исполнением бюджета осуществляется представительными и законодательными органами власти, Счетной палатой РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, и контрольно-счетными палатами территориальных органов власти, финансовыми и налоговыми органами.

Контроль за исполнением бюджета имеет две формы: парламентскую и административную.

Парламентский контроль осуществляется представительными или законодательными органами власти и предполагает право законодательных органов власти на:

• получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных документов при рассмотрении и утверждении бюджетов;

• получение от органов, исполняющих бюджет, определенной информации об исполнении бюджетов;

• утверждение или неутверждение отчета об исполнении бюджета;

• создание собственных контрольно-счетных органов для проведения внешнего аудита бюджетов;

• вынесение оценки деятельности исполнительным органам по процессу исполнения бюджетов.

Федеральные, региональные и местные законодательные и представительные органы осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения проектов законов о бюджетах и при утверждении отчетов об использовании средств бюджетов.

Административный контроль осуществляется Минфином России, Федеральным казначейством РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (входит в состав Минфина России), финансовыми органами субъектов РФ и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений и предприятий.

Виды контроля за исполнением бюджета

Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие виды контроля за исполнением бюджета: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль исполнения бюджета осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете. Текущий контроль проводится в процессе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

В целях контроля за исполнением федерального бюджета Госдумой и Советом Федераций создается Счетная палата РФ с целью:

• организации и осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

• определения эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

• оценки обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

• проведения финансовой экспертизы проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

• анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов с целью подготовки предложений, направленных на их установление и совершенствование бюджетного процесса в целом;

• контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченные банки и другие финансово-кредитные учреждения РФ;

• регулярного представления Совету Федерации и Госдуме РФ информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проведенных контрольных мероприятий.

Правительство РФ ежегодно не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, представляет в Госдуму РФ и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета в форме федерального закона и отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

Вы здесь: Главная Экономика Лекции по бюджетной системе РФ Формы и виды контроля за исполнением бюджета