Пределы допустимого ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения

Ключевые слова: пределы, допустимого, ограничения, прав, свобод, условия, режим, чрезвычайного, положения

В Конституции РФ 1993 года перечислен широкий перечень основных прав и свобод человека и гражданина, что предоставляет ему определенные возможности и гарантии всестороннего развития и совершенствования. Однако в определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Конституция РФ строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.

В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эта общая норма конкретизирована в ст. 56, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 года могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с обязательным указаниями пределов и срока их действия.

При этом не подлежат ограничению:

  • право на жизнь (ст.20);
  • право на охрану достоинства личности (ст.21);
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч.1 ст.23);
  • право на ознакомление с документами, затрагивающими права человека (ст.24);
  • свобода совести, свобода вероисповедания (ст.28);
  • право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ч.1 ст.34);
  • право на жилище (ч.1 ст.40);
  • право на получение квалифицированной юридической помощи, право пользоваться помощью адвоката (защитника) (ст.48);
  • обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст.49);
  • право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50);
  • никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст.51);
  • право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52);
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53);
  • никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст.54).

ФКЗ "О чрезвычайном положении" установил, что в указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен содержаться исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

В указанном Законе содержится конкретный перечень такого рода ограничений. Они касаются свобод передвижения, въезда и выезда, проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и иных массовых мероприятий, забастовок и иных прав и свобод, названных в Законе.

 ФКЗ «О чрезвычайном положении» (анализ)

№ 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года  (ред. от 07.03.2005).

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Чрезвычайное положение

1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФКЗ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.

Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ.

Глава II. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 4. Введение чрезвычайного положения

1. Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации ФС РФ и Государственной Думе ФС РФ.

2. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации ФС РФ.

Статья 5. Содержание указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения

В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Статья 6. Обнародование указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения

Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Статья 7.

1. После обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации ФС РФ обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации ФС РФ в возможно короткие сроки без специального вызова.

2. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации ФС РФ в качестве первоочередного.

3. Совет Федерации ФС РФ в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

4. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации ФС РФ, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

Статья 8.

При введении чрезвычайного положения на всей территории РФ Совет Федерации ФС РФ и Государственная Дума ФС РФ продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Статья 9. Срок действия чрезвычайного положения

1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.

2. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных настоящим ФКЗ для введения чрезвычайного положения.

Статья 10. Отмена Президентом РФ чрезвычайного положения

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего ФКЗ срока Президент РФ отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения. ... читать далее ...

Вы здесь: Главная Право Лекции по конституционному праву Пределы допустимого ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения