Пределы допустимого ограничения прав и свобод в условиях режима чрезвычайного положения
Ключевые слова: пределы, допустимого, ограничения, прав, свобод, условия, режим, чрезвычайного, положения
В Конституции РФ 1993 года перечислен широкий перечень основных прав и свобод человека и гражданина, что предоставляет ему определенные возможности и гарантии всестороннего развития и совершенствования. Однако в определенных экстремальных ситуациях может возникнуть объективная необходимость временного ограничения прав и свобод. Конституция РФ строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения.
В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Эта общая норма конкретизирована в ст. 56, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.
Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 года могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с обязательным указаниями пределов и срока их действия.
При этом не подлежат ограничению:
- право на жизнь (ст.20);
- право на охрану достоинства личности (ст.21);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч.1 ст.23);
- право на ознакомление с документами, затрагивающими права человека (ст.24);
- свобода совести, свобода вероисповедания (ст.28);
- право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ч.1 ст.34);
- право на жилище (ч.1 ст.40);
- право на получение квалифицированной юридической помощи, право пользоваться помощью адвоката (защитника) (ст.48);
- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст.49);
- право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50);
- никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст.51);
- право потерпевших на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52);
- право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53);
- никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст.54).
ФКЗ "О чрезвычайном положении" установил, что в указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен содержаться исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В указанном Законе содержится конкретный перечень такого рода ограничений. Они касаются свобод передвижения, въезда и выезда, проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и иных массовых мероприятий, забастовок и иных прав и свобод, названных в Законе.
ФКЗ «О чрезвычайном положении» (анализ)
№ 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года (ред. от 07.03.2005).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Чрезвычайное положение
1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФКЗ на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
2. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.
Статья 2. Цели введения чрезвычайного положения
Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ.
Глава II. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 4. Введение чрезвычайного положения
1. Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации ФС РФ и Государственной Думе ФС РФ.
2. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации ФС РФ.
Статья 5. Содержание указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения
В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть определены:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
Статья 6. Обнародование указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения
Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
Статья 7.
1. После обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации ФС РФ обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации ФС РФ в возможно короткие сроки без специального вызова.
2. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации ФС РФ в качестве первоочередного.
3. Совет Федерации ФС РФ в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.
4. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации ФС РФ, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
Статья 8.
При введении чрезвычайного положения на всей территории РФ Совет Федерации ФС РФ и Государственная Дума ФС РФ продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.
Статья 9. Срок действия чрезвычайного положения
1. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток.
2. По истечении срока, указанного в части первой настоящей статьи, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае, если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных настоящим ФКЗ для введения чрезвычайного положения.
Статья 10. Отмена Президентом РФ чрезвычайного положения
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии со статьей 9 настоящего ФКЗ срока Президент РФ отменяет чрезвычайное положение полностью или частично, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения. ... читать далее ...