Понятие и виды избирательных комиссий. Правовой статус и полномочия Центральной избирательной комиссии РФ

Ключевые слова: понятие, виды, избирательных, комиссий, правовой, статус, полномочия, Центральной, РФ

Избирательная комиссияколлегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные;  участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ действует на постоянной основе; является федеральным государственным органом; обладает статусом юридического лица. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов РФ.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Остальные пять членов назначаются Президентом РФ.

Члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование. Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря.

Центральная избирательная комиссия: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ; организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением; обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования, определения результатов выборов и порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов.

ЦИК осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям. ЦИК заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия, в соответствии с действующим законодательством.

Центральная избирательная комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения федеральных законов о выборах, обязательные для всех избирательных комиссий в РФ.

При Центральной избирательной комиссии РФ действует Федеральный центр информатизации, созданный для комплексного решения вопросов, связанных с деятельностью Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы", и действующий в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 18 августа 1995 г.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ.

Избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с ФЗ право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» некоторые статьи (отредактированные) от 12 июня 2002 г. (в ред. от 03.12.2012)

Статья 22. Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий

1. Изб. к-и субъектов РФ, изб. к-и муниципальных образований, окружные изб. к-и, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, законодательном (представительном) органе гос. власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений.

2. Изб. к-и муниципальных образований, окружные изб. к-и по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

3. В случае досрочного прекращения полномочий Гос. Думы ФС РФ, законодательного органа субъекта РФ или муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, … субъекта РФ, … муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего ФЗ.

3.1. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии, назначенного по представлению политической партии, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Гос. Думе ФС РФ, либо в законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ, либо в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент досрочного прекращения полномочий, в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вакантное место замещается по представлению той же политической партии (если соответствующая кандидатура ею представлена не позднее чем за три дня до истечения сроков, указанных в пункте 11 статьи 29 настоящего Федерального закона).

4. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

5. Государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов изб. комиссии субъекта РФ, изб. комиссии муниципального образования, окружной изб. комиссии, территориальной, участковой комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории РФ.

6. Орган, назначающий в состав комиссии гражданина РФ, выдвинутого в соответствии с требованиями, установленными настоящим ФЗ, обязан получить письменное согласие указанного гражданина РФ на вхождение в состав этой комиссии.

7. Если уполномоченные на то настоящим ФЗ органы гос. власти, органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует указанный орган гос. власти, орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава изб. комиссии субъекта РФ назначается ЦИК РФ, изб. комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения - изб. комиссией субъекта РФ, изб. комиссии поселения - изб. комиссией муниципального района, иной комиссии - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим ФЗ, иным законом.

8. Законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по составу комиссий. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе, период, в который органы, формирующие такие комиссии, принимают предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий - не менее десяти дней. ... читать далее ...

Вы здесь: Главная Право Лекции по конституционному праву Понятие и виды избирательных комиссий. Правовой статус и полномочия Центральной избирательной комиссии РФ