Структура, субъекты и объекты административно-правового отношения
Структура административно-правового отношения
Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются:
— субъекты административно-правового отношения;
— объекты административно-правового отношения;
— права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;
— условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).
Субъекты административно-правового отношения
Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.
При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.
Объекты административно-правового отношения
Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются.
Объектами административно-правовых отношений могут выступать:
— действия и поведение лица;
— государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.);
— предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);
— вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.
У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.
В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться многие методы:
— метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий;
— метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции;
— метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом;
— административно-договорный метод.
Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений.
Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц.
Различия между событиями и действиями в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный воленаправленный характер.
Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те, и другие порождают административно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов.
Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.