Система и компетенция органов государственного управления специальными службами РФ

Рассмотрим систему и компетенцию органов государственного управления специальными службами РФ.

Президент РФ осуществляет общее руководство органами всех специальных служб, определяет им задачи, утверждает Положения о них, контролирует и координирует деятельность этих органов, назначает на должности и освобождает от должности руководителей всех специальных служб.

Правительство РФ призвано всесторонне обеспечивать реализацию федеральных законов и актов Президента РФ по всем вопросам организации и деятельности специальных служб.

Федеральная служба внешней разведки является центральным федеральным органом исполнительной власти, призванным реализовывать государственную политику в сфере внешней разведки. При этом Служба внешней разведки координирует свою деятельность с Федеральной службой безопасности, с Федеральной пограничной службой, с ФАПСИ, с Главным разведывательным управлением Министерства обороны РФ, другими спецслужбами и федеральными органами исполнительной власти.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки РФ предоставляются следующие полномочия:

— установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

— осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

— использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки;

— взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны;

— заключение с министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

— обеспечение безопасности российских учреждений за границей и граждан, обладающих государственной тайной;

— взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в установленном законом порядке;

— обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз, и некоторые другие функции и полномочия (ст. 6 Федерального закона «О внешней разведке»).

Разведывательная информация предоставляется Президенту РФ, высшим федеральным органам государственной власти по принадлежности и определяемым ими государственным органам.

При этом руководители органов внешней разведки несут ответственность за достоверность, объективность, своевременность предоставления ими разведывательной информации, а получившие ее лица несут ответственность за неправомерное разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники приобретения указанной информации.

В кадровый состав органов внешней разведки входят военнослужащие и служащие, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Сотрудники кадрового состава для выполнения своих функциональных обязанностей могут без расшифровки их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в министерствах, ведомствах, в учреждениях, предприятиях и организациях.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки.

Сведения об этих лицах составляют государственную тайну, и доступ к этим сведениям имеют только уполномоченные на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки.

Органы внешней разведки не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к депутатам, судьям и прокурорам всех уровней.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором РФ и специально уполномоченными им прокурорами. При этом оперативные данные о содержании разведывательных материалов и источниках их получения не являются предметом прокурорского надзора.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) — федеральный орган исполнительной власти, непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности РФ и координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

В соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» (ред. от 28.06.2014) органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему:

— Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

— управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

— управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Органы ФСБ России в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения. Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ России.

Органы безопасности в войсках обязаны:

— выявлять, предупреждать и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

— осуществлять во взаимодействии с другими органами федеральной службы безопасности и органами внешней разведки разведывательную деятельность в целях добывания, обработки и реализации информации об угрозах безопасности РФ, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также проникновение в специальные службы и организации иностранных государств;

— проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности.

ФСБ России во взаимодействии с другими силовыми структурами решает задачи противодействия экстремистской деятельности путем выявления, предупреждения и пресечения экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв ее безопасности, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение расовой, национальной, религиозной, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию и т.д. вплоть до осуществления террористической деятельности.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) — федеральный орган государственной охраны, обеспечивающий в пределах своих полномочий безопасность лиц, подлежащих государственной охране (объекты государственной охраны) в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране».

ФСО России входит в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации, куда включена и Служба безопасности Президента РФ.

Основными задачами и функциями ФСО России являются:

— прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

— обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного или временного пребывания и на трассах проезда;

— выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;

— защита зданий, строений и сооружений, в которых размещены органы государственной власти, прилегающих к ним территорий и акваторий, находящихся в оперативном управлении ФСО России (охраняемые объекты);

— организация взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности и координация их деятельности в сфере государственной охраны;

— участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и ряд других функций.

ФСО России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.

Заместители директора ФСО России и командир Президентского полка также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению директора ФСО России.

Вы здесь: Главная Право Лекции по административному праву Система и компетенция органов государственного управления специальными службами РФ