(НДС) Налог на добавленную стоимость есть форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства от сырья до конечного продукта и взимается с каждого акта купли-продажи в процессе товародвижения. Налог определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенный на издержки производства и обращения. НДС является косвенным налогом, влияющим на процесс ценообразования и структуру потребления.
Показатель «добавленная стоимость» использовался в статистических целях в США с 1870 г. В ходе экономической реформы 1979 г. в СССР показатель «нормативно-чистой продукции» (реализованная продукция минус материальные затраты по нормативу) стал главным оценочным показателем хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Впервые идея использовать этот показатель в целях налогообложения была высказана в 1919 г. Вильгельмом фон Симменсом. Однако практическая необходимость введения НДС возникла в связи с процессом экономической интеграции в Европе, формирования Европейского экономического сообщества. Проблема состояла в том, что при использовании налога с оборота (или налога с продаж) доход реализуется лишь на завершающих стадиях реализации товара.
Приведем условный пример. Предположим, что кузов автомобиля производится в ФРГ на заводах «Фольксваген», окончательная сборка осуществляется во Франции на «Рено», а продается автомобиль в Италии. Если используется налог с оборота, то львиную долю налоговых поступлений получит Италия, а ФРГ и Франции достанутся лишь крайне незначительные налоговые доходы.
Такая система косвенного налогообложения тормозила интеграционные процессы. Другими причинами введения НДС были необходимость расширения налоговой базы и существенные масштабы уклонения от прямых налогов. Введение нового косвенного налога объясняется и психологическим фактором. Косвенные налоги входят в цену товара и скрыты в ней. При свободном ценообразовании и в условиях инфляции выделить, рассчитать величину косвенного налога в цене товара достаточно сложно. Прямые налоги, наоборот, наглядны и вызывают психологическое отторжение.
НДС изобрел французский экономист М. Лоре, который в 1954 г. дал описание схемы действия налога на добавленную стоимость, призванного заменить налог с оборота. НДС сначала прошел экспериментальную проверку с 1955 г. в республике Кот-д'Ивуар. Затем начал использоваться с 1958 г. во Франции и в ФРГ.
НДС был введен в России с 1 января 1992 г. одновременно с отменой взимания налога с оборота и налога с продаж (последний по ставке 5% был введен Указом Президента СССР М. С. Горбачева от 29 декабря 1990 г.). По сравнению с налогом с оборота НДС взимается многократно, по мере приращения стоимости. Причем конечный результат (оклад налога) является одинаковым, как в случае взимания налога с оборота, так и НДС по одной ставке. Однако налоговые платежи поступают более равномерно именно при взимании НДС.
Данное налоговое нововведение в нашей стране было обусловлено необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем Европы; обеспечения стабильного, надежного источника доходов в бюджетную систему; достижения баланса интересов субъектов РФ в получении налоговых поступлений.
Однако в России налог на добавленную стоимость вводился вопреки накопленному в этом отношении мировому опыту. Мировая практика показывает, что НДС целесообразно вводить в период роста потребительского рынка (экономического подъема), заменяя ряд прямых налогов и постепенно увеличивая ставку (от крайне низкого уровня, например в 5%). В России НДС стал использоваться в условиях спада и причем сразу по весьма высокой ставке 28%. При этом вводились и дополнительные прямые налоги.
Замена налога с оборота на НДС имела существенно негативное последствие — привела к перемещению основной массы налогового бремени предприятий из сферы обращения в сферу производства, что, в свою очередь, привело к вымыванию из последней значительной доли оборотного капитала.
Налогу на добавленную стоимость посвящена глава 21 Налогового кодекса РФ (часть вторая).
Плательщиками этого налога признаются: а) организации, б) индивидуальные предприниматели и в) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (перечень таких лиц определяется Таможенным кодексом РФ).
Под организациями понимаются любые юридические лица всех форм собственности, осуществляющие операции, являющиеся объектом обложения. Это могут быть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации); иностранные юридические лица; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России. Из числа налогоплательщиков исключены филиалы или обособленные подразделения организаций даже при наличии отдельного баланса и расчетного или иного банковского счета.
Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, охранники, и детективы.
Носителем налога на добавленную стоимость является непосредственный покупатель товара или услуги.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; при этом передача права собственности па товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
- передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В Кодексе установлен также исчерпывающий перечень операций, освобождаемых от обложения НДС. Не признаются реализацией товаров, работ или услуг:
- осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;
- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
- передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
- передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
- изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.
Статья 149 устанавливает исчерпывающий перечень операций, не подлежащих обложению НДС.
НДС выполняет преимущественно фискальную функцию. Он нейтрален по отношению к результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако предоставление льгот повышает конкурентоспособность предприятия, так как позволяет снижать цены на продукцию даже при более высокой себестоимости по сравнению с другими предприятиями, а при прочих равных условиях получать дополнительную прибыль.
По общему правилу налоговая база определяется как стоимость реализации товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цены товаров, работ или услуг, указанной сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
При этом в цену реализованных товаров включается сумма акцизов (для подакцизных товаров и сырья) и не включается собственно НДС.
Продолжительность налогового периода по налогу на добавленную стоимость устанавливается в зависимости от суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиком. Базовый налоговый период составляет один календарный месяц, но он может быть увеличен до одного квартала, если сумма выручки от реализации без учета НДС и налога с продаж за квартал не превышает установленный уровень.
Сумма налога исчисляется отдельно по каждой подлежащей налогообложению операции как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется путем сложения сумм налога, определенных по каждой операции, по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики дата реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), может определяться двумя способами:
по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов: при этом дата реализации товаров определяется как наиболее ранняя из следующих дат: а) день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг); б) день оплаты товаров (работ, услуг); в) день предъявления покупателю счета-фактуры;
по мере поступления денежных средств: при этом дата реализации товаров определяется как день оплаты товаров (работ, услуг).
Продавец обязан предъявить покупателю к оплате помимо цены (тарифа) реализуемых товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС, а также выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
При этом во всех расчетных документах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой или же при освобождении от обложения НДС на указанных документах делается соответствующая надпись пли ставится штамп «Без налога (НДС)».
сключение из данного правила составляют операции по розничной реализации населению товаров (работ, услуг). В этом случае достаточно выдачи кассового чека или иного документа установленной формы (билета, квитанции и т. п.).
Счет-фактура представляет собой типовой платежный документ, выписываемый поставщиком на каждую партию отгруженной или проданной продукции, а также за выполненные работы и услуги. Счет-фактура должен содержать: сведения о продаваемом товаре и цене продажи; наименование и адрес продавца и покупателя; пункт, в который товар был доставлен или отгружен; дату совершения операции; условия продажи и иные необходимые реквизиты. Счет-фактура может служить в качестве накладной, направляемой с товаром, а при оформлении на специальном бланке — в качестве сертификата о происхождении товара.
Налоговый кодекс РФ устанавливает право налогоплательщика уменьшить общую сумму исчисленного НДС на определенные налоговые вычеты.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога. Превышение суммы налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде над общей суммой налога влечет возникновение права налогоплательщика на возмещение разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога в форме возврата или зачета.
Сумма налога уплачивается в бюджет по месту учета налогоплательщика, а в случае уплаты ее налоговым агентом — по месту нахождения налогового агента.
По общему правилу уплата налога при реализации (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг, в том числе для собственных нужд) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа следующего месяца.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с правилами гл. 20 Таможенного кодекса РФ.
Принят федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах», который, в частности, направлен на предотвращение потерь федерального бюджета в связи с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам при модернизации, реконструкции, капитальном ремонте объектов недвижимости, частично используемых для осуществления операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, а также по товарам (работам, услугам), по которым уменьшение цен (тарифов) осуществляется после их реализации.
Федеральным законом уточняется порядок определения места реализации в отношении услуг, связанных с перевозкой, оказываемых иностранными лицами на территории РФ, услуг по предоставлению в пользование воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания, используемых за пределами территории РФ для добычи (лова) водных биологических ресурсов и (или) научно-исследовательских целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также вспомогательных работ (услуг).
В целях формирования законодательной базы по косвенным налогам Таможенного союза в 2010 году были ратифицированы Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе.
Помимо этого нормы глав 21 и 22 Кодекса были приведены в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза, вступившим в силу с 1 июля 2010 года.