Государственное регулирование экономики в зарубежных странах

Государственное регулирование экономики в зарубежных странах имеет огромное многообразие. Изучение опыта государственного регулирования экономики в зарубежных странах позволяет выявить наиболее эффективные методы воздействия на провалы рынка.

Опыт экономики развитых стран свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений: чем совершеннее рыночные механизмы и регуляторы, тем эффективнее рыночные отношения.

Тем самым государство создает условия для свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции.

Сегодня можно выделить две обобщенные модели регулирования экономики — западную (американскую) и японскую.

Западная (реактивная) модель основывается на необходимости вовлечения государства тогда, когда обнаруживаются неудачи рыночного механизма.

Японская (проактивная) модель ориентирована на превентивные действия, компенсирующие определенные несовершенства рынка даже при нормальном функционировании рыночного механизма, закрепляя за государством легитимную роль в разработке и реализации социально-экономической политики.

Основными инструментами государственного воздействия на экономику развитых стран являются антимонопольная политика, уровень концентрации государственного предпринимательства и ценовое регулирование.

За последние несколько десятилетий и особенно в 90-е годы ХХ века государственный сектор экономики претерпел существенные изменения, наблюдается тенденция снижения государственных расходов.

Однако государственные инвестиции в экономику от общего объема капвложений и по сей день в экономически развитых странах достигают огромных размеров: в Швеции — до 1/4, Италии и Великобритании — до 1 /3, Австрии и Франции — свыше 40%. На средства государства, выступающего в качестве заказчика на производство продукции частного сектора, ведутся фундаментальные научные исследования.

В США на одну только хлопковую отрасль приходится 3 млрд долл. субсидий, что вызывает снижение мировых цен на хлопок и делает неконкурентоспособной продукцию из стран Западной Африки.

Выплаты фермерам, на которые уходит половина бюджета ЕС, оказывают понижающее воздействие на мировые цены на молочные продукты и пшеницу. Связано это, прежде всего, с масштабами субсидирования: фермер ЕС получает от государства 2 евро в минуту, а, к примеру, в Швейцарии сельскохозяйственная продукция дотируется на 60%, в Японии субсидии производителям риса в 7 раз превышают затраты на его производство, что делает неконкурентоспособным экспорт риса из Таиланда.

В Китае отменен сельскохозяйственный налог, существовавший около 650 лет, и фермеры теперь работают фактически в режиме «особой экономической зоны».

В мае 2006 г. в Великобритании была издана получившая широкую известность книга Д. Уильяме «50 фактов, которые должны изменить мир», где приводится сравнение субсидирования выращивания коров в экономически развитых странах. Так, содержание каждой коровы в Евросоюзе субсидируется из расчета 2,5 долл. США в день, а в Японии — по 7,5 долл.

В итоге низкие ввозные пошлины на сырье и необработанные товары и высокие — на готовую продукцию стимулируют развивающиеся страны на экспорт сырья и консервируют их отсталость.

Размеры государственного регулирования экономики разных стран существенно различаются: в Китае государственный сектор дает свыше 1/2 ВНП, Франции — 1/3, Италии — 39-42%, Финляндии — 17,6%, Нидерландах — 5,4%, Великобритании — 2,7%.

Госсектор в основном представлен в крупнейших предприятиях базовых отраслей: электроэнергетике, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, металлургии, автомобилестроении и т.д.

Группа «Тамсон», с 75%-ным участием государства, занимает 4-е место в мире по производству бытовой электроники, группа «Аэропасьяль», с 82,2%-ным участием государства, — 3-е место в Европе по производству аэрокосмического оборудования. На долю государственной компании «Электрисите Франс», в которую входят 54 АЭС, приходится 90% производства электроэнергии и 95% электроснабжения.

В Италии крупнейшие государственные компании контролируют в основном черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность. В Испании государство установило строгий контроль в области производства электроэнергии, а в Великобритании госсектор доминирует в угольной и ядерной энергетике.

Искать на сайте

Забавное фото

1301420972_pets_28.jpeg
Яндекс.Метрика