Необходимость оживления экономической активности подразумевает стимулирование банковских инвестиций в реальный сектор экономики и выявление механизмов стимулирования банковских инвестиций в реальный сектор экономики.
Оживление инвестиционной активности банков в реальном секторе экономики неразрывно связано с увеличением объема «длинных» пассивов, источником которых, по мере формирования благоприятного инвестиционного климата и снижения инвестиционных рисков, должны стать сбережения населения.
Для того чтобы эти ресурсы не лежали мертвым грузом, а работали на развитие отечественной экономики, государство применяет соответствующие инструменты регулирования. Принят законодательный акт о государственных гарантиях по банковским вкладам.
Проводится увязка норм обязательного резервирования с продолжительностью вкладов (чем больше срок вклада, тем меньше норма обязательных резервов).
Государство способствует развитию инфраструктуры инвестиционного рынка и снижению рисков размещения денежных средств населения в работающих на нем инвестиционных институтах (страховых компаниях, негосударственных пенсионных фондах, паевых инвестиционных фондах).
Стимулируется распространение ипотечного кредитования жилищного строительства.
Ныне инвестиционная активность банков сдерживается отсутствием у них соответствующих свободных средств и неспособностью предприятий вернуть кредиты по достаточно высоким процентным ставкам (их уровень близок к величине ставки рефинансирования ЦБ РФ, составившей на июнь 2014 г. 7,5 %).
Поэтому к числу перспективных механизмов стимулирования банковских инвестиций в реальный сектор экономики относятся:
— рефинансирование коммерческих банков со стороны ЦБ РФ, отвечающих установленным критериям надежности, под залог кредитов, платежеспособным предприятиям;
— минимизация банковских рисков на основе применения механизма смешанного государственно-коммерческого финансирования долгосрочных инвестиций и (или) субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам за счет средств бюджета развития по приоритетным инвестиционным проектам. Согласованию интересов предприятий-инициаторов проектов, внешних инвесторов и государства при использовании подобных схем могли бы способствовать соответствующие механизмы регулирования, направленные на выравнивание доходности всех участников инвестиционного процесса по критерию равенства дохода на единицу авансированного ими капитала;
— предоставление государственных гарантий по частным инвестициям, привлекаемым для осуществления приоритетных инвестиционных проектов (при этом максимальный объем гарантий не должен превышать объема привлеченных частных инвестиций, уменьшенного с учетом доли эффекта, получаемого инвестором от реализации проекта).
Государственная гарантия — обязательство уполномоченного органа государственного управления по возврату на условиях, предусмотренных договором, денежных средств инвестору в случае срыва реализации проекта не по его вине.