Рефинансирование банков
Банк России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах. Банк России предоставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
До середины июня 1998 года Банк России предоставлял банкам, выполняющим его требования, два вида кредитов: ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и однодневные расчетные кредиты «овернайт».
После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков с целью сокращения рефинансирования банков.
В течение 2000-2002 гг. Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости, проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам регионов России, а также отдельным социально значимым банкам.
Процедура рефинансирования была восстановлена. Центробанк России осуществляет предоставление кредитов «овернайт», ломбардных кредитов под залог государственных облигаций. Кроме того, возобновлены операции РЕПО с государственными облигациями.
Рефинансирование банков в 2002 г. являлось основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности банковской системе. По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России предполагает прекратить предоставление указанных кредитов.
В 2001-2002 гг. наиболее остро стала проблема избыточности ликвидности в банковском секторе. При этом основная задача состоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их использование в реальном секторе экономики.
Расширение кредитования реального сектора препятствуют в первую очередь высокие риски.
Депозитные операции
В целях оперативного регулирования ликвидности банковской системы, нейтрализации излишней ликвидности и снижения тем самым давления на валютный рынок в 1998—2001 гг. Банк России активно проводил депозитные операции через систему «Рейтерс-Дилинг»
Банк России будет и в дальнейшем использовать депозитные операции как инструмент оперативного изъятия ликвидности банковской системы, в случае возникновения ее избытка, для повышения сбалансированного спроса и предложения в различных секторах финансового рынка.
Процентная политика по операциям Банка России.
Среди методов регулирования денежно-кредитного рынка, применяемых Центральным банком, особое место принадлежит учетной ставке (ставке рефинансирования).
Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам.
Повышение учетного процента, с целью снижения инфляции, проведение, так называемой политики «дорогих денег», затрудняет для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками.
В результате стимулируется сокращение кредитных вложений в экономику, и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Снижение учётной ставки, т. е. политика «дешевых денег», наоборот, стимулирует расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического развития.
На период 2000-2002 гг. ЦБ РФ четко наметил курс на снижение учетной ставки, стимулируя тем самым проведение политики «дешевых денег». Это согласуется со среднесрочной концепцией социально-экономического развития страны, где ясно представлены ориентиры, стимулирующие экономический рост.
Задача снижения темпов инфляции до уровня «нормального» значения ниже 10% в год является наиболее важным приоритетом. Ставка ЦБ РФ снизилась с 55% в январе 2000 г. до 22% в марте 2003 г. Сам механизм определения процентных ставок по разным видам операций приближается к тому, что имеет место в развитых странах.
Однако, величина ставок не создает пока благоприятной общедоступности кредитных ресурсов для развития производства. Достижение указанной цели возможно только на путях эффективного регулирования денежно-кредитных процессов со стороны государства.
В 1997-1998 годах Банк России определил, в качестве задачи в области процентной политики, постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же время, с октября 1997 года по август 1998 года процентная политика Банка России испытывала на себе влияние внешних условий.
Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса. В течение всех последующих лет эта линия денежно-кредитной политики развивалась постоянно.
Минимальные, или обязательные, резервные требования Центрального банка — важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на объем свободных ресурсов банков.
Проблема резервирования средств всегда была одной из самых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы значительная часть привлекаемых ими денег оседала в ЦБ, приводя следующие аргументы: высокие нормативы обязательных резервов снижают доходы кредитных учреждений, а значит и их ликвидность.
В свою очередь, Банк России неоднократно заявлял, что при высоком уровне инфляции и других проявлениях нестабильности финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высокими. И снизят их только при появлении предпосылок для кредитования предприятий реального сектора экономики.
К общим методам денежно-кредитного регулирования, активно используемым в зарубежной банковской практике, относятся и операции Центрального банка на открытом рынке.
Операции на открытом рынке являются одним из главных инструментов, используемых ФРС США в осуществлении национальной денежно-кредитной политики.
В операциях на открытом рынке ФРС США широко используются перекупочные соглашения как метод гарантированного финансирования. Заключая с коммерческими банками перекупочные соглашения, ФРС обязуется купить у них ценные бумаги с условием, чтобы через определенное время они совершили обратную сделку, т.е. выкупили ценные бумаги с фиксированной или плавающей скидкой к цене.
В России после кризиса 1998 г. в целом восстановлен механизм фондового рынка и система государственного долга. Операции с ценными бумагами на «открытом рынке» заняли свое подобающее место в системе мер денежно-кредитного регулирования.
В течение 2001-2003 гг. деятельность Банка России направлена на регулирование ликвидности с целью прямого воздействия на объем и структуру денежной массы. Банк РФ пытается расширить набор применяемых инструментов, включая в перечень государственных облигаций и облигации Банка России («бобры»).
Большое внимание будет уделяться операциям абсорбции (поглощения) излишней валютной массы. Возрастающие валютные доходы экспортеров «давят» на рублевую массу через механизм торгов ММВБ. В этой связи государство будет предлагать облигации, номинированные в инвалюте.
Операции на открытом рынке еще не нашли широкого применения. Кроме того, в условиях, когда источником финансирования бюджетного дефицита являются кредиты Банка России и государственный долг не оформлен ценными бумагами, операции на открытом рынке неэффективны.
Несмотря на временный кризис рынка государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ), Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики такой инструмент регулирования ликвидности банковской системы, как операции на открытом рынке.
В условиях сжатия финансовых рынков и обострения проблемы ликвидности банков, Банк России в сентябре 1998 года разработал положение о введении в обращение облигаций Банка России (ОБР) и начал операции с ними, в том числе Банк России предоставил банкам возможность использования указанных ценных бумаг в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также возможность проведения с ними сделок РЕПО.
< Предыдущая | Следующая > |
---|