Государственный бюджет и его структура

Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть ВВП промышленно развитых стран - от 35 до 55%. В России в 2011 г. доля ВВП, перераспределяемого через федеральный бюджет, составляла около 25%, а через консолидированный бюджет - около 40%.

Примечательно, что данные о государственных расходах, структуре государственного бюджетаа также налоговых изъятиях могут многое сказать о степени вмешательства государства в экономику.

Но однозначной зависимости между долей государственных доходов или расходов (в процентном отношении к ВВП) и эффективностью экономического развития страны не существует.

Так, например, в СССР уровень государственной нагрузки на экономику был очень высоким и составлял приблизительно ту же величину, что и в странах с развитой рыночной экономикой - свыше 50% ВВП. Однако уровень дохода на душу населения и само «качество жизни» граждан капиталистических и социалистических стран различались не в пользу последних.

Рассмотрим, что представляет собой структура доходной и расходной статей федерального бюджета на примере России.

Статьи бюджета, относящиеся к доходной части, не требуют специальных комментариев, за исключением графы «неналоговые доходы».

Под ними подразумеваются доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от государственной собственности или от деятельности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности. Расходная часть бюджета также весьма очевидна.

Профицит или дефицит государственного бюджета рассчитывается как разница между графой «Всего доходов» и графой «Всего расходов». В случае превышения расходов над доходами речь шла бы о дефиците государственного бюджета, что и было характерным для федерального бюджета России до 2000 г.

В странах с федеративным устройством доходы и расходы местных органов власти имеют несколько иную структуру.

В них отсутствуют расходы на национальную оборону, поддержку исследований космоса и др. Но в них относительно большую долю занимают расходы на образование, медицинское обслуживание; местные республиканские налоги также отличаются от федеральных.

Важно отметить, что бюджет - это всегда компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе избранными политиками. Ведь утверждение конкретных цифр бюджета - это не абстрактные математические упражнения.

За утвержденными параметрами расходов стоят такие «бюджетополучатели», как работники здравоохранения, образования, регионы, рассчитывающие на дотации, военнослужащие и т. д. При неизменных объемах расходов увеличение бюджетных выплат одним группам населения может осуществляться лишь за счет урезания других статей расходов.

Как нам уже известно из теории общественного выбора, утверждение парламентом объема и структуры расходов и доходов находится под мощным давлением различных лоббистских групп, что нередко становится причиной принятия неэффективных с общественной точки зрения решений.

Искать на сайте

Забавное фото

1244630826_podborka_29.jpeg
Яндекс.Метрика