Понятие и факторы совокупного спроса

При анализе отдельного продуктового рынка мы выделяли индивидуальный и рыночный спрос. При анализе платежеспособного спроса на уровне всей национальной экономики со стороны всех ее субъектов (т. е. секторов, включая и заграницу) мы уже используем новую категорию - «совокупный спрос». Разнообразные потребности субъектов национальной экономики, представленные в денежной форме, выступают как совокупный спрос.

Совокупный спрос (AD - aggregate demand) всегда ограничен теми денежными доходами, которые потребители намерены использовать для удовлетворения своих потребностей. Совокупный спрос представляет собой сумму денежных расходов на конечные товары всех хозяйствующих субъектов, произведенных в национальной экономике.

В формировании совокупного спроса принимают участие все агрегированные субъекты национальной экономики: а) сектор домашних хозяйств; б) сектор бизнеса; в) государство; г) сектор «заграница», или внешний мир.

Таким образом, совокупный спрос выражает тот объем ВВП, который потребители готовы выкупить при сложившемся уровне цен и денежного дохода.

Совокупный спрос состоит из четырех элементов:

1)  потребительского спроса домашних хозяйств на товары и услуги;

2)  инвестиционного спроса;

3)  государственных закупок товаров и услуг;

4)  заграничного спроса на отечественные товары.

Основным фактором, оказывающим влияние на совокупный спрос, является цена. Но отличительной особенностью совокупного спроса выступает то, что здесь предстоит выкупать не что иное, как ВВП. А это означает, что при формировании совокупного спроса ценовой параметр не может быть выражен в виде цены на конкретный товар. Поэтому при анализе совокупного спроса нам придется использовать такое понятие, как «уровень совокупной цены», или индекс цен, выражающий динамику всей совокупности цен на конечную продукцию.

Среди неценовых факторов совокупного спроса выделяются: а) номинальные денежные доходы, используемые на приобретение конечного продукта; б) масса реального богатства; в) степень открытости национальной экономики по отношению к внешнему миру (влияние экспорта и импорта); г) скорость научно-технического прогресса; д) совершенствование техники и организации производства, изменение в национальной экономике производительности труда; е) налоговый и инвестиционный режим в стране; ж) инфляционные, политические и прочие ожидания, что отражается, в том числе, и через скорость движения денег.

Для графического отражения степени зависимости величины совокупного спроса от ценового фактора используется двухсекторная модель «цена - объем спроса». По вертикали откладывается уровень цен (Р), а по горизонтали - объем совокупного спроса, или объем выкупленного ВВП (Y). Кривая совокупного спроса иллюстрирует изменение объема расходов сектора домашних хозяйств, бизнеса, правительства и заграницы при каждом возможном уровне цен. Кривая AD выступает как геометрическое место точек, каждой из которых соответствует определенная комбинация объема выпуска и общего уровня цен в национальной экономике.

Кривая совокупного спроса имеет ярко выраженный отрицательный наклон. Получается, что чем ниже уровень цен в стране, тем больший объем ВВП (Y) будет выкуплен при той же массе денежных средств, находящихся в обращении.

Причину отрицательного наклона кривой AD объясняет денежное уравнение (М х V = Р х Y). Если скорость движения денег принять за постоянную величину, то получается, что чем выше уровень цен, тем меньшим реальным денежным богатством, или покупательной силой, обладают потребители.

При более детальном анализе отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется: а) эффектом процентной ставки; б) эффектом реального богатства; в) эффектом импортных закупок.

Улучшение экономических и прочих условий для проявления совокупного спроса сдвигает кривую AD вправо (т. е. создается предпосылка для увеличения ВВП); ухудшение - влево (что означает создание предпосылки для сокращения ВВП).

К факторам сдвига кривой AD следует отнести все важнейшие обстоятельства, которые оказывают прямое воздействие на компоненты совокупного спроса, в первую очередь, на объем потребления в секторе домашних хозяйств и инвестиционные расходы.

Совокупный спрос находится под прямым воздействием тех изменений, которые имеют место в экономической политике государства. К ним традиционно относятся государственные закупки и налогообложение. Так, государственные закупки стимулируют совокупный спрос и обусловливают сдвиг кривой AD вправо.

Кривая совокупного спроса AD реагирует на изменение экзогенных (внешних) факторов (например, на состояние производства в странах-партнерах), а также внутреннего инвестиционного климата. Приведенное выше денежное уравнение в качестве неценовых факторов сдвига кривой AD выделяет объем предложения денег (М) и скорость движения денег (V). Обернувшаяся денежная масса (М х V) определяет положение кривой совокупного спроса по горизонтали, т. е. степень ее сдвига.

Следует отметить, что неценовые факторы оказывают на совокупный спрос не изолированное, а комплексное воздействие. При этом очень часто каждый фактор может по-разному влиять на формирование совокупного спроса.

Искать на сайте

Забавное фото

09_bird_wallpaper.jpeg
Яндекс.Метрика