Понятие, виды и состав государственного долга

Сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов образует государственный долг.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг — это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам.

Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности. Назовем факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности.

Кроме того, следует назвать факторы, обуславливающие структурный дисбаланс. То есть, решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране, с техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала требует притока дополнительных финансовых ресурсов. Одним из каналов получения дополнительного капитала являются внешние займы и кредиты.

Здесь возникает вопрос: какие средства следует причислять к объему внешнего госдолга? Только те, которые были получены правительством страны и правительственными учреждениями или сюда следует относить долги отдельных банков и фирм?

Международная практика показывает, что внешний долг — это совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных банков и компаний. Во многих странах мира действует правило, согласно которого все более-менее значительные объемы внешних заимствований отдельных рыночных субъектов данной страны гарантируются в той или иной степени государством.

Следовательно, объем внешнего долга включает в себя как суверенные (государственные) долги, так и долги отдельных рыночных субъектов.

Приток внешних заимствований с одной стороны имеет субъективные основания в виде решений правительственных органов о необходимости внешних займов и кредитов. С другой стороны он имеет и объективные основания, обусловленные складывающейся макроэкономической ситуацией.

При систематическом наращивании долгового финансирования для покрытия бюджетного дефицита увеличивается спрос на деньги. Если Центробанк ограничивает выпуск денег в обращение, то это стимулирует быстрый рост процентных ставок.

Повышение процентных ставок на внутреннем рынке данной страны увеличивает спрос на валюту этой страны и ее ценные бумаги. Это создает приток «горячих» денег в страну и увеличение суммы внешнего долга.

Обменный курс национальной валюты повышается, что стимулирует увеличение импорта и сокращение экспорта. Здесь мы сталкиваемся с комплексной формой проявления эффекта вытеснения, когда импорт вытесняет собственное производство, иностранные инвестиции вытесняют внутренние инвестиции.

На объем и структуру внешнего долга в большой степени влияют политические решения государства. Преодолеть тяготы внешнего долга весьма непросто. Но для этого решающее значение имеет политическая воля руководства.

Если оно твердо взяло курс на приоритетное развитие национального производства и полностью отказывается от внешних долгов как формы покрытия бюджетного дефицита, то прямой путь к выходу из долговой трясины намечен.

Здесь можно упомянуть решения правительства России в 2000—2002 гг. об отказе от кредитов МВФ и о выработке долгосрочного плана погашения внешней задолженности.

Внутренний государственный долг — это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами.

Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Назовем основные государственные долговые обязательства, которые обеспечиваются Правительством Российской Федерации:

– государственные краткосрочные облигации ГКО (сроком на 3, 6, 12 месяцев);

– облигации федерального займа (ОФЗ) (сроком на 1—3 года);

– государственные долгосрочные облигации (ГДО) (сроком до 30 лет);

– облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ);

– казначейские векселя и обязательства.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров при погашении внутреннего долга не происходит, но возникают другие сложности в экономической жизни.

Внутренний долг нельзя рассматривать в качестве долговой «петли» экономики. Более правильно его оценивать как средство постоянного финансирования экономики государством.

Превышение расходов государства над доходами нельзя рассматривать как базу экономического краха. Если говорить о бюджетном профиците, то этот феномен нельзя рассматривать как явление положительное.

Бюджетный излишек формирует дополнительный спрос на деньги. Это увеличивает темпы инфляции. Если бюджетный излишек заморозить, то тем самым ограничивается избыточное давление совокупного спроса и сдерживаются темпы инфляции.

Если поставить вопрос: возможно ли полностью погасить внутренний долг, то ответ будет таков — невозможно. Лучше говорить об эффективном управлении внутренним долгом.

На практике используют три основных способа финансирования бюджетного дефицита:

а) кредитно-денежная эмиссия (монетизация бюджета);

б) выпуск облигационных займов;

в) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

Первый способ наиболее легкий и распространенный, связанный с выпуском дополнительного объема денежной массы. Государство получает дополнительный доход от печатания денег (сеньораж). Все экономические агенты платят государству своеобразный налог. Монетизация бюджетного дефицита может выражаться не только в эмиссии денег, но в кредитах Центробанка по льготным ставкам.

Если дефицит финансируется с помощью государственных займов (второй способ), то увеличивается среднерыночная ставка процента. Это снижает склонность к инвестированию частного капитала. Государственные облигации в конечном итоге не снижают инфляционное напряжение.

Увеличение налоговых поступлений в госбюджет (третий способ) выходит за рамки финансирования бюджетного дефицита, так как оно реализуется в долгосрочной перспективе в процессе радикальной налоговой реформы. Данная мера также не является неинфляционной.

Следовательно, все три отмеченных способа не являются неинфляционными, а стало быть, нельзя определить, какой из них эффективнее.

Процесс управления госдолгом — процесс сложный, многоплановый. Он предлагает использование целого набора средств различного свойства.

Искать на сайте

Забавное фото

1248802609_podborka_652_21.jpeg
Яндекс.Метрика