Сбалансированность бюджета и способы покрытия дефицита бюджета

Равенство доходов и расходов в госбюджете означает наличие сбалансированного бюджета.

В эпоху классического рынка и свободной конкуренции бюджеты государств сводились, как правило, с профицитом, т.е. с превышением доходов над расходами. Это обеспечивало устойчивость денежному обращению и всей финансовой системе страны.

В современных условиях для большинства стран характерен дефицит госбюджета, т.е. превышение расходов над доходами. При этом дефицит госбюджета оценивается представителями кейнсианской школы в качестве фактора, стимулирующего экономический рост.

Для покрытия дефицита госбюджета государство может, пополняя средства доходной части бюджета, принять два решения:

1) выпустить и продать ценные государственные бумаги;

2) прибегнуть к денежной эмиссии, т.е. увеличить количество денег в обращении.

В первом случае частные лица, покупающие ценные государственные бумаги, должны будут не только использовать свои сбережения, но и часть потребительского фонда. Следовательно, реализация такого решения приведет к сокращению совокупного спроса со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Кроме того, увеличение предложения ценных бумаг вызовет снижение цен на них и цен на все ценные бумаги, поскольку государство для поддержки своих ценных бумаг должно предложить более низкие цены против тех, которые существовали на рынке ценных бумаг до выпуска государственных.

В результате повышается норма процента, что ведет к сокращению капиталовложений. Следовательно, и это решение ведет к отрицательному влиянию на экономический рост.

Неоднозначна оценка влияния эмиссии денег на сбалансирование бюджета и рост национального дохода.

Многие экономисты, опираясь на практику экономически развитых стран, доказывают, что эмиссия денег и вызванная ею инфляция оказывают стимулирующий эффект на рост национального дохода и снижение бюджетного дефицита.

Дело в том, что рост количества денег в обращении приводит к снижению нормы процента, что будет способствовать повышению инвестиционной активности.

Вместе с тем снижение дефицита бюджета посредством увеличения количества денег в обращении вызывает и отрицательное отношение из-за роста инфляции и связанных с нею социально-экономических последствий.

Внешние заимствования способствуют быстрому снижению бюджетного дефицита. Однако долги надо возвращать да еще и с выплатой немалых процентов. Лучшее решение проблемы дефицита госбюджета — рост и эффективность национальной экономики, увеличение темпов и объемов совокупной добавленной стоимости, т.е. налогооблагаемой базы.

Государственный долг — это сумма непогашенных дефицитов госбюджета, накопленная за всю историю государства.

Государственный долг (внутренний — своему населению и внешний — задолженность зарубежным субъектам) является следствием бюджетного дефицита, низких налоговых поступлений из-за спада производства, его экономической неэффективности, недостатков в политике налогообложения и механизме сбора налогов, а также острой необходимости в решении самых элементарных социальных задач.

Если население, трезво оценивая экономические возможности своего государства, не предъявляет к нему жестких требований, то внешние кредиты за несвоевременную выплату долгов, а тем более за отказ от возвращения кредитов способны принять самые крайние не только экономические, но и политические меры.

Внешний долг требует больших затрат по его обслуживанию, приводит к вытеснению частного капитала, ведет к увеличению налогов для его снижения. Все это сокращает возможности для роста доходов и потребления населения страны, сдерживая социально-экономическое развитие общества.

Государственный долг — следствие бюджетного дефицита. Избежать внешней и внутренней зависимости правительства или хотя бы ее ослабить практически невозможно без эффективно функционирующей национальной экономики.

Денежно-кредитная и финансовая системы — наиболее сложная и трудная сфера деятельности государства. В этой сфере ощущается наибольший дефицит эффективного государственного управления даже в экономически развитых странах.

Для стран с переходной экономикой, где опыт государственного управления денежно-кредитной и финансовой системой в условиях рынка отсутствовал, провалы в управлении этими системами были неизбежны.

Искать на сайте

Забавное фото

1311863527_009.jpeg
Яндекс.Метрика