Определим особенности экономического роста Беларуси, выявим проблемы и перспективы развития данного государства.
Высокие темпы экономического роста в Беларуси, которые в 2001-2011 годах составляли в среднем около 8 % в год, позволили существенно снизить уровень бедности. Положительным экономическим изменениям способствовала благоприятная внешняя среда: поставки энергоносителей из России по сниженным ценам и высокие темпы роста ВВП стран, которые являются основными торговыми партнерами Беларуси.
С 2005 года преобладающим фактором экономического роста Беларуси стал внутренний спрос. Бурная динамика обеспечивалась за счет масштабных государственных инвестиций и существенного роста объемов кредитования. Переход к развитию, обеспеченному внутренним спросом, позволил Беларуси сохранять высокие темпы роста ВВП, однако при этом происходило усиление внешних дисбалансов.
В результате профицит счета текущих операций в размере 1,4 % ВВП в 2005 году сменился дефицитом в размере 15,0 % ВВП в 2010 году.
Возрастающий разрыв между внутренними сбережениями и инвестициями обеспечивался внешними заимствованиями. В течение 2009-2011 гг. валовый внешний долг увеличился в два с половиной раза, превысив в 2011 году 62 % ВВП. При этом отмечались низкие показатели прямых иностранных инвестиций и незначительный уровень международных резервов государства. Вышеперечисленные обстоятельства усиливали неопределенность относительно источников финансирования дефицита внешнеторгового баланса.
Накопление внешних дисбалансов объясняет неустойчивость динамики экономического роста Беларуси. За последние годы страна пережила три макроэкономических кризиса:
– первый спад стал результатом мирового финансового кризиса 2008 года;
– второй кризис разразился в 2011 году по причине неэффективной макроэкономической политики;
– третий спад в 2014-2015 гг. обусловлен ухудшением ситуации в соседних странах.
Динамика темпов экономического роста Беларуси представлена в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Темпы экономического роста в Беларуси в 1991-2002 гг., в %
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
-1,2 |
-9,6 |
-7,6 |
-11,7 |
-10,4 |
2,8 |
11,4 |
8,4 |
3,4 |
5,8 |
4,7 |
5 |
Таблица 2
Темпы экономического роста в Беларуси в 2003-2014 гг., в %
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
7 |
11,4 |
9,4 |
10 |
8,6 |
10,2 |
0,2 |
7,7 |
5,5 |
1,7 |
1,1 |
1,6 |
По итогам 2013 года валовой внутренний продукт Беларуси увеличился на 0,9% по сравнению с 2012 годом. Основной негативный фактор, сдерживающий экономический рост – промышленность, вклад которой в динамику прироста ВВП составил по итогам 2013 года минус 1,4%.
Согласно отчету Всемирного Банка темпы экономического роста в Беларуси в 2014 году составили 1,6 %. Объем ВВП Республики Беларусь по итогам 2014 года составил 76,1 млрд. долларов.
По прогнозам экспертов Евразийского банка развития ВВП Беларуси в 2015 году сократится на 3 %. МВФ ожидает, что в 2015 году спад ВВП страны составит 2,5 %. Всемирный банк прогнозирует спад экономики Беларуси на 3,5 % в 2015 году и на 1 % в 2016 году.
Для справки. Экономика Республики Беларусь характеризуется доминирующей ролью государственного сектора, слабым развитием малого и среднего бизнеса, ограниченным использованием рыночных институтов и инфраструктуры.
Отраслевая структура промышленности Беларуси за период 2010-2013 гг. претерпела некоторые изменения. Структурные сдвиги связаны со снижением удельного веса производства нефтепродуктов, химического производства, некоторым ростом производства машин и оборудования, ростом доли пищевой промышленности, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
На протяжении 2011-2013 годов произошло заметное снижение удельного веса промышленности в структуре ВВП, что объясняется замедлением темпов роста промышленного производства и сельского хозяйства, и увеличением доли строительства, транспорта и связи.
К приоритетным отраслям белорусской экономики можно отнести машиностроение и металлообработку, нефтепереработку, химическую и нефтехимическую промышленность, электроэнергетику, легкую и пищевую, лесную и деревообрабатывающую промышленность. Растет роль сферы услуг.
Республика Беларусь на протяжении десятилетий поддерживает статус крупнейшего производителя: на ее долю, по данным национальной статистики, приходится 17% мирового производства комбайнов; 6% тракторов; 6,4% льноволокна; 2,8% картофеля; до 30% карьерных самосвалов.
Республика поставляет продукцию более чем в 110 стран мира. Среди выпускаемой продукции велика доля инновационной составляющей. В течение последних лет республике удается удерживать ведущие позиции в мировом рейтинге поставщиков продовольствия. Основными странами - торговыми партнерами Республики Беларусь являются Россия, Нидерланды, Украина, Германия, Польша и Китай.
Беларусь является активным участником интеграционных объединений на пространстве СНГ, успешно сотрудничает со многими политическими и экономическими международными организациями.
Макроэкономическая ситуация остается неустойчивой, сохраняются существенные риски для экономического роста, которые усиливаются в связи с экономической обстановкой в Еврозоне и России.
Последние макроэкономические кризисы выявили недостатки в модели экономического роста Беларуси, что указывает на необходимость проведения комплексных структурных реформ.
Обеспечение макроэкономической стабильности имеет огромное значение для достижения устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе, особенно в условиях возросшей неопределенности внешней среды. Несвоевременное смягчение макроэкономической политики может привести к быстрому усилению дисбалансов.
Для улучшения стабильности экономики страны к воздействию долгосрочных последствий замедления роста мировой экономики, необходимо решить проблему существующих источников макроэкономической устойчивости.
Следует обеспечить реализацию реформ по следующим ключевым направлениям:
– укрепление макроэкономической стабильности,
– формирование эффективных финансовых рынков,
– создание динамичного рынка труда,
– трансформация государственного сектора,
– поддержка малых и средних предприятий.
Ускорение структурных реформ целесообразно стимулировать путем решения следующих задач: перераспределение трудовых и капитальных ресурсов в высокопроизводительные сферы экономики, реструктуризация государственных предприятий, оказание поддержки частному сектору, ускоренный рост сектора услуг.
Следует повысить эффективность государственного сектора для того, чтобы создать условия для перераспределения ресурсов из государственного в частный сектор экономики.
Таким образом, динамика экономического роста Беларуси отличается неустойчивостью. Можно выделить несколько этапов экономического роста Беларуси, каждый из которых имеет свои особенности.