Методы привлечения денежных накоплений граждан в экономику страны

По оценкам экспертов население нашей страны к концу 1998 года располагало в наличной форме не менее чем 400 млрд. деноминированных рублей. Вполне очевидно, что привлечение даже небольшой части этих средств в виде инвестиций в экономику страны способно радикально поменять макроэкономическую ситуацию, существенно снизить уровень «инвестиционного голода».

Необходимо отметить, что фактически роль населения в процессе инвестирования весьма пассивна. Оно может лишь выбирать формы вложения средств, которые предлагают ему государство и различные финансово-кредитные учреждения.

В связи с этим возникает разделение функций населения и государства при вовлечении денежных средств в хозяйственный оборот.

Население (каждый гражданин как собственник сбережений) обладает первичным правом выбора направлений, форм и методов вложения средств, исходя из своих потребностей и возможностей. Граждане могут использовать резервные средства либо индивидуально, либо коллективно; могут передавать их, если им это выгодно, в распоряжение специальных частных или государственных инвестиционных структур.

Государство, в свою очередь, обязано:

– обеспечить правовые и хозяйственные основы вовлечения в хозяйственный оборот резервных ресурсов;

– гарантировать населению свободный выбор любого из вариантов вложения средств по критерию их выгодности с точки зрения интересов и приоритетов их собственников;

– реализовывать собственные интересы, обеспечивая населению более выгодные условия вложения его средств;

– осуществлять надзор за деятельностью структур, работающих со средствами населения, выступать гарантом прав и интересов собственников этих средств;

– создавать правовые и организационные предпосылки для работы со средствами населения на муниципальном и организационном уровнях.

Такой подход позволит разработать наиболее рациональные формы вложения сбережений, приведет к согласованию интересов всех участников этого процесса.

Одним из основных направлений привлечения средств населения в инвестиционных целях является более рациональное использование государственных ценных бумаг. Существуют два пути размещения средств в такие ценные бумаги: либо по линии федерального правительства и общегосударственных федеральных займов, либо по линии органов исполнительной власти субъектов.

Однако прежде чем принимать решение о выпуске государственных ценных бумаг, необходимо определить цель, которая преследуется этим выпуском: финансирование конкретных инвестиционных программ, защита сбережений населения от инфляционного обесценения, финансирование дефицита бюджета и т.д.

Что касается привлечения сберегаемых средств в коммерческие банки, то здесь необходимо поддерживать их попытки наладить работу с населением, однако обязательно формирование экономических механизмов страхования их рисков. Это – проблема создания фонда или корпорации страхования депозитов.

Вместе с тем, должна быть определена минимальная сумма страхового депозита. Именно эта сумма страхового депозита в случае банкротства полностью компенсируется населению, с повышением суммы депозита сумма страховки пропорционально снижается. Введение минимальной суммы депозита в целях его 100-процентного страхования необходимо в интересах вкладчиков.

В качестве самостоятельного направления – привлечения временно свободных денежных средств населения – выделяют еще и фондовый рынок, точнее, его сегмент, в котором обращаются ценные бумаги компаний реального сектора экономики.

Необходимо отметить, что в инвестиционных целях может рассматриваться и небанковский сегмент финансового рынка. В рамках данного сегмента можно выделить:

– инвестиционные фонды;

– инвестиционные компании, не имеющие статуса инвестиционных фондов;

– частные (негосударственные) пенсионные фонды;

– страховые компании;

– медицинские страховые компании (негосударственное медицинское страхование).

Учитывая специфику их деятельности, повышение привлекательности инвестиций в данную сферу будет определяться такими факторами, как:

1. Общее состояние экономики.

Поскольку в стране экономический кризис, привлечение инвестиций в ценные бумаги инвестиционных компаний и фондов, работающих с реальным сектором экономики, будет крайне сложным.

2. Нормализация ситуации на фондовом рынке, повышение его регулируемости и эластичности.

3. Повышение устойчивости фондов и рост доверия населения к их деятельности, что может иметь место только на длительных временных отрезках.

Использование населением собственных средств возможно в форме организации кредитных товариществ, кооперативов, союзов. Подобные организации, с одной стороны, могли бы частично решить такую актуальную проблему реформирования, как создание рынка кредита для мелкого производителя. С другой – способствовали бы не только сохранению, но и приумножению средств населения, согласного вложить в организацию мелкого кредита свои сбережения.

Особую роль, например, в организации кредитных и ссудно-сберегательных товариществ играет муниципальная власть. Она может как поддерживать все начинания, связанные с организацией мелкого кредита – кредитных кооперативов, различного рода ссудно-сберегательных товариществ и т.п., так прямо и непосредственно участвовать в создании организаций мелкого кредита.

Такой подход представляется очень перспективным в современных условиях, когда сбережения населения наряду с муниципальными средствами могут быть направлены на осуществление социальных проектов по обучению детей, получению новых специальностей и навыков молодежью и взрослым населением, развитию и благоустройству территорий и т.д.

Самоорганизация населения могла бы сыграть существенную роль в ликвидации последствий деятельности многочисленных финансовых компаний, собравших у населения средства и закончивших свое существование, не вернув ничего вкладчикам.

В этих условиях необходимо искать экономические формы организации пострадавшего населения, используя им же созданные комитеты, союзы, фонды помощи потерпевшим от спекуляций и афер в сфере экономики и финансов. Необходимо узаконить права этих организаций по созданию паевых обществ, имеющих право распоряжаться оставшимися от бывших компаний имуществом, ценными бумагами, прочими активами, предприятиями, помещениями и т.д.

Следует также разработать правовые основы таких организаций, в частности, чтобы обезопасить будущих вкладчиков от потери сбережений или финансового ущерба. Если подобные организации будут активно функционировать, население сможет, не изымая средства, использовать их в рамках новых паевых фондов, обществ или товариществ.

Одним из важнейших направлений вложения сбережений населения является малое предпринимательство, так как, во-первых, вложения средств населения в малое предпринимательство, особенно в производственную деятельность, означает непосредственное инвестирование. Во-вторых, малое предпринимательство, как правило, предполагает совпадение интересов инвестора и производителя, выступающих в данном случае в одном лице.

Кроме того, малое предпринимательство, как свидетельствует мировой опыт, дает относительно быструю и эффективную отдачу на вложенный капитал; с этой точки зрения инвестирование в него накоплений населения способствует: росту производства, увеличению дохода от производственной деятельности, смягчению безработицы, развитию конкурентной среды, расширению сферы услуг и товаров.

Помимо указанных направлений вложения временно свободных денежных средств населения, в литературе выделяют конкретные организованные формы таких вложений.

Таким образом, определены следующие методы трансформации сбережений в инвестиции:

1. Расширение потребительского кредита на покупку товаров длительного пользования.

Предоставление кредита на приобретение товаров (автомобилей, мебели, бытовой и аудио-видеотехники), производимых на территории России, позволит увеличить спрос на них, сделает потребительский рынок привлекательным для отечественных и иностранных инвесторов, стимулирует рост их производства.

Развитие этого направления сдерживается высоким уровнем коммерческого риска, который возможно ограничить на основе:

– льготного налогообложения доходов коммерческих банков, получаемых за счет предоставления такого кредита;

– введения поручительства за кредитора со стороны его работодателя, что, в свою очередь, обеспечивает ему закрепление ценных, высококвалифицированных кадров.

2. Развитие ипотечного кредита.

Ипотечный кредит необходим, поскольку без него невозможно поддержать спрос на жилье и тем самым обеспечить высокий уровень активности в строительной области.

3. Выпуск национального облигационного займа.

В этом направлении важной проблемой является обеспечение доверия населения к выпускаемой в обращение ценной бумаге. Решение этой задачи возможно на основе следующих мер:

– гарантии выпущенного займа золотовалютными резервами Центрального банка РФ;

– привлечения к гарантированию этого займа иностранных партнеров в обмен на их участие в управлении инвестированием привлеченных средств;

– проведения активной рекламной кампании в средствах массовой информации;

– поддержания курса облигационного займа Центральным банком.

Доверие к займу может быть усилено за счет создания системы управления, исключающей какие-либо политические спекуляции: управлять инвестициями должен неправительственный государственный фонд.

При этом важно, чтобы средства были включены в высоко прибыльные проекты с относительно небольшими сроками окупаемости.

4. Компенсация дореформенных сбережений вкладчиков Сбербанка.

Проиндексированные вклады вначале «замораживаются», а вкладчикам выплачивается определенный процент. Этот процент должен ежегодно устанавливаться при утверждении федерального бюджета.

Постепенно в течение 10 лет, с учетом возраста вкладчика или суммы вклада, проводится выдача целевых долговых обязательств (ЦДО), которые в дальнейшем будут свободно обращаться в качестве ценных бумаг. Эта мера может стимулировать инвестиционный процесс через использование ЦДО в качестве залога при потребительском кредитовании, а также при покупке жилья.

Таким образом, как видно, существует множество путей и способов привлечения сбережений населения в процесс инвестирования на уровне экономики страны в целом.

В этой связи особо актуальным становится вопрос о восстановлении доверия населения к различным финансово-кредитным учреждениям, и без решения данной проблемы использование средств граждан в качестве инвестиций в реальный сектор экономики – трудновыполнимая задача.

Искать на сайте

Забавное фото

1311861617_pod_75.jpeg
Яндекс.Метрика