Одним из фундаментальных направлений макроэкономического регулирования является политика регулирования предложения, предлагаемая неоклассической школой.
Неоклассическая школа не ограничивается вопросами регулирования размера денежной массы и инфляции, а распространяться на регулирование предложения.
Общей целью политики регулирования предложения является увеличение общего количества факторов производства и увеличение их производительности.
В первом случае может рассматриваться, например стимулирование капиталовложений в новое строительство, во втором случае уменьшение производственных издержек.
Для регулирования издержек реализуются следующие направления:
1) увеличение производительности труда, что осуществляется посредством переквалификации рабочей силы, предоставлением предприятиям дополнительных инвестиций, налоговых льгот и т.д.
2) реализация антимонопольных мер и др.
Таким образом, на практике используется целый ряд методов регулирования предложения, которые разделяются на рыночные и основанные на специальном вмешательстве государства (рис. 1).
Рис. 1. Рыночные и основанные на специальном вмешательстве методы регулирования предложения в экономике
В начале 1980-х годов в США и Великобритании, а немного позднее и в других странах были впервые применены радикальные меры регулирования предложения рыночными методами.
Сущность мер заключалась в стимулировании и поощрении индивидуального предпринимательства и частной инициативы, а также в уменьшении роли участия государства в экономике.
Важное значение для рыночной политики стимулирования предложения является управление трудовыми ресурсами. Производительность труда является ключевым фактором повышения эффективности деятельности предприятия.
Рост производительности зависит от следующих условий:
1) частные инвестиции в новый физический капитал, а также в НИОКР;
2) государственные инвестиции в образование, научно-исследовательские и инженерно-технические разработки, а также в инфраструктуру;
3) профессиональная подготовка и повышение квалификации рабочей силы;
4) инновации и прикладное использование новых технологий;
5) организация и управление факторами производства;
6) порог вхождения для новых предприятий на новые рынки: как правило, такие компании демонстрируют более высокий уровень производительности, чем уже существующие;
7) нормы бизнес-сообщества, в котором работают компании.
Вторым отмеченным выше направлением политики, направленной на регулирование предложения являются меры специального вмешательства государства.
Данные решения подразумевают принятие мер по стимулированию предприятий к смене местоположения, а также поддержка депрессивных регионов.
Для этого используются следующие стратегии:
1) субсидии и налоговые льготы в депрессивных регионах;
2) поддержка инфраструктуры депрессивных регионов;
3) перевод государственных учреждений в депрессивные регионы.
В качестве примера для последнего пункта можно привести Европейский фонд регионального развития (ERDF). Данный фонд управляется Генеральным советом по региональной политике и распределяет гранты для реализации проектов, цель которых заключается в оказании помощи экономически отсталым регионам ЕС, борьбе с безработицей, нивелировании промышленного спада регионов.
Подобным образом действует Европейский социальный фонд, Фонд сотрудничества ЕС, Европейский инвестиционный банк и др.
Таким образом, политика регулирования предложения является инструментом управления национальной экономики.