Политика регулирования предложения

Одним из фундаментальных направлений макроэкономического регулирования является политика регулирования предложения, предлагаемая неоклассической школой.

Неоклассическая школа не ограничивается вопросами регулирования размера денежной массы и инфляции, а распространяться на регулирование предложения.

Общей целью политики регулирования предложения является увеличение общего количества факторов производства и увеличение их производительности.

В первом случае может рассматриваться, например стимулирование капиталовложений в новое строительство, во втором случае уменьшение производственных издержек.

Для регулирования издержек реализуются следующие направления:

1) увеличение производительности труда, что осуществляется посредством переквалификации рабочей силы, предоставлением предприятиям дополнительных инвестиций, налоговых льгот и т.д.

2) реализация антимонопольных мер и др.

Таким образом, на практике используется целый ряд методов регулирования предложения, которые разделяются на рыночные и основанные на специальном вмешательстве государства (рис. 1).

Рис. 1. Рыночные и основанные на специальном вмешательстве методы регулирования предложения в экономике

В начале 1980-х годов в США и Великобритании, а немного позднее и в других странах были впервые применены радикальные меры регулирования предложения рыночными методами.

Сущность мер заключалась в стимулировании и поощрении индивидуального предпринимательства и частной инициативы, а также в уменьшении роли участия государства в экономике.

Важное значение для рыночной политики стимулирования предложения является управление трудовыми ресурсами. Производительность труда является ключевым фактором повышения эффективности деятельности предприятия.

Рост производительности зависит от следующих условий:

1) частные инвестиции в новый физический капитал, а также в НИОКР;

2) государственные инвестиции в образование, научно-исследовательские и инженерно-технические разработки, а также в инфраструктуру;

3) профессиональная подготовка и повышение квалификации рабочей силы;

4) инновации и прикладное использование новых технологий;

5) организация и управление факторами производства;

6) порог вхождения для новых предприятий на новые рынки: как правило, такие компании демонстрируют более высокий уровень производительности, чем уже существующие;

7) нормы бизнес-сообщества, в котором работают компании.

Вторым отмеченным выше направлением политики, направленной на регулирование предложения являются меры специального вмешательства государства.

Данные решения подразумевают принятие мер по стимулированию предприятий к смене местоположения, а также поддержка депрессивных регионов.

Для этого используются следующие стратегии:

1) субсидии и налоговые льготы в депрессивных регионах;

2) поддержка инфраструктуры депрессивных регионов;

3) перевод государственных учреждений в депрессивные регионы.

В качестве примера для последнего пункта можно привести Европейский фонд регионального развития (ERDF). Данный фонд управляется Генеральным советом по региональной политике и распределяет гранты для реализации проектов, цель которых заключается в оказании помощи экономически отсталым регионам ЕС, борьбе с безработицей, нивелировании промышленного спада регионов.

Подобным образом действует Европейский социальный фонд, Фонд сотрудничества ЕС, Европейский инвестиционный банк и др.

Таким образом, политика регулирования предложения является инструментом управления национальной экономики.

Искать на сайте

Забавное фото

09_pinguins.jpeg
Яндекс.Метрика