Проблема и природа накоплений по Смиту, Марксу, Кейнсу

Рассмотрим проблему и природу накоплений по Смиту, Марксу, Кейнсу.

Смит полагал, что существует три фактора производства и три источника дохода: собственники земли получают ренту, собственники капитала – прибыль, наемные рабочие (собственники рабочей силы) – заработную плату. Накапливая часть своей прибыли, предприниматели уменьшают свои доходы и увеличивают доходы наемных рабочих.

Смит подчеркивал, что предприниматель проявляет чувство бережливости, бережливость является причиной накопления, а не трудолюбия. Расточителя Смит называет врагом общества, технического прогресса. К бережливости побуждают желания улучшить свое положение в будущем, иметь больше имущества, бережливый предприниматель – это общественный благодетель.

Много внимания проблеме накопления уделял К. Маркс. Он рассматривал накопление как взаимоотношения между предпринимателями и наемными рабочими, но находился на стороне рабочих. Маркс считал, что мотивом накопления является жажда обогащения, страсть к накопительству.

Маркс полагал, что экономический рост может осуществляться, если на рынке имеются:

1) дополнительные средства производства;

2) дополнительные рабочие руки;

3) дополнительные предметы потребления для дополнительных рабочих.

В первом томе «Капитала» он исследовал, как происходит накопление, если все это уже имеется; во втором – подробно рассмотрел две стороны: как формируются дополнительные средства производства и рабочая сила и как появляются дополнительные предметы потребления для дополнительных рабочих.

Маркс установил, что получаемая прибыль состоит из фонда потребления предпринимателя и фонда накопления, который, в свою очередь, делится на две части. Одна из них расходуется на увеличение средств производства, а другая часть – на увеличение наемной рабочей силы.

Маркс критиковал Смита, который не предусмотрел, что значительную часть накапливаемых доходов предприниматель тратит на увеличение средств производства.

Маркс пришел к выводу, что размеры накопления прибыли предпринимателей зависят от следующего:

1. Пропорции, в которой прибыль распределяется предпринимателем между фондом потребления и фондом накопления;

2. Величины применяемого капитала;

3. Пропорции, в которой национальный доход делится между предпринимателями и наемными рабочими. В определенные исторические периоды предприниматели широко использовали этот фактор для увеличения размера фонда накопления, в том числе за счет сокращения расходов на рабочую силу, выплачивая зарплату ниже прожиточного минимума;

4. Роста производительности труда;

5. Разницы между применяемым и потребляемым капиталом.

Дж.М. Кейнс также рассматривал проблему мотивации накопления прибыли. Согласно Кейнсу, мотивы накопления таковы:

1. Предприимчивость – желание осуществить капиталовложения, не прибегая к заемным ресурсам.

2. Стремление обеспечить себя ликвидными ресурсами на случай неблагоприятных обстоятельств.

3. Стремление обеспечить себе возрастание доходов в будущем.

4. Финансовое благоразумие.

О роли прибыли как источника накопления говорят такие данные. В странах с развитой рыночной экономикой на долю прибыли приходится примерно 30 % всех текущих и капитальных затрат предприятий. Что касается России, то в ней на долю прибыли приходится всего 20 % инвестиций в основной капитал.

Причина в том, что руководители многих предприятий и организаций стали заниматься нетрадиционными видами коммерческой деятельности: торгово-посредническими операциями, перепродажей неликвидных материалов, размещением средств на депозитах и т. д., а не инвестициями в собственное производство.

Основным источником накопления в XX веке стали сбережения всех слоев населения. Сбережения осуществляются из располагаемого дохода. Личным доходом называются все доходы домохозяйства; располагаемым доходом – то, что остается от личного дохода после уплаты всех налогов.

Таким образом, личный доход у значительного количества граждан в современных условиях делится на фонды потребления, сбережения, уплату налогов и других обязательных платежей.

Искать на сайте

Забавное фото

1312121331_funny-bears-21.jpeg
Яндекс.Метрика