Государственный и негосударственный финансовый контроль. Виды аудита

 

Государственный финансовый контроль предусматривает право­вое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации. Прежде всего он охватывает контроль бюджетных правоотношений.

Органами государственного финансового контроля выступают специ­альные подразделения Администрации Президента, Совета Федера­ции, Правительства РФ, а также соответствующие структуры пред­ставительных и исполнительных органов субъектов Федерации.

Особое место со стороны представительных органов в системе го­сударственного финансового контроля принадлежит Счетной палате РФ, созданной и действующей в соответствии с Законом РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федера­ции». Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ. Деятель­ность Счетной палаты связана с контролем федеральной собственно­сти и контролем за расходованием федеральных средств.

Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местно­го самоуправления, общественные организации в части, связанной с получением и использованием средств федерального бюджета и госу­дарственных внебюджетных фондов, либо связанные с использовани­ем или управлением федеральной собственностью, а также с предос­тавлением им федеральными органами налоговых, таможенных и иных льгот.

Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты вхо­дит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государ­ственному долгу, контроль за эффективностью использования ино­странных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям.

Основными формами контроля Счетной палаты являются темати­ческие проверки и ревизии. При выявлении нарушений руководите­лям проверяемых организаций направляются представления для при­нятия мер по их устранению, а в случаях выявления хищения госу­дарственных средств дела передаются в правоохранительные органы.

При выявлении фактов нарушения финансовой дисциплины и за­конности, приносящих государству прямой ущерб, или при несоблю­дении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата имеет право выдавать предписания, обязательные к исполнению. В случае, если предписания не исполняются, коллегия Счетной па­латы по согласованию с Государственной Думой может принять ре­шение о приостановлении всех видов расчетных операций нарушите­ля. Предписание Счетной палаты может быть обжаловано в судеб­ном порядке. Счетная палата не имеет полномочий применения административных мер воздействия к нарушителям финансовой дис­циплины. На уровне субъектов Федерации схожие функции выпол­няют Контрольно-счетные палаты.

Главным органом финансового контроля со стороны Администра­ции Президента является Главное контрольное управление Прези­дента РФ, созданное в соответствии с его указом.

К числу основных функций данного управления относятся: кон­троль за деятельностью органов контроля и надзора при федераль­ных органах исполнительной власти, а также подразделений Адми­нистрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридиче­ских и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений Главное контрольное управление имеет право направлять предписа­ния об их устранении. По результатам проверок Управление вносит предложения на рассмотрение Президента. Применять какие-либо санкции к нарушителям самостоятельно Главное контрольное управ­ление не имеет права.

Основными органами государственного контроля со стороны ис­полнительной власти являются Межведомственный совет по госу­дарственному финансовому контролю, Министерство финансов РФ, а также финансовые органы субъектов Федерации.

В Межведомственный Совет входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейст­ва, руководители финансово-контрольных органов. К работе Межве­домственного совета могут привлекаться представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Совет возглавляет министр фи­нансов Российской Федерации.

Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль на всех стадиях формирования и использования федерального бюд­жета, внебюджетных фондов всеми органами исполнительной власти.

Финансовые органы субъектов Федерации также наделены права­ми осуществления государственного финансового контроля за фор­мированием и использованием бюджетных средств соответствующего уровня.

Оперативный контроль использования государственных средств в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Департамент государ­ственного финансового контроля и аудита и Федеральное казначейство.

На Департамент и его территориальные подразделения возложе­ны функции по проведению ревизий и тематических проверок фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, ис­пользующих средства федерального бюджета, государственных вне­бюджетных фондов; по контролю финансовой деятельности бюджетных организаций.

По результатам ревизий, проверок сотрудники Департамента в случае выявления нарушений в финансовой сфере направляют руко­водству нарушителя предложения по их устранению и контролируют ход исполнения. В случае обнаружения крупных хищений и недос­тач денежных средств, товарно-материальных ценностей результаты ревизий, проверок направляются в правоохранительные органы.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять госу­дарственный финансовый контроль за соблюдением исполнения фе­дерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Феде­ральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам федеральных внебюджетных фондов. В своей деятельности Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу в процессе контроля.

Органы Федерального казначейства имеют право выдавать пред­писания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых ис­тек; взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления и не поступления средств от хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюд­жетных фондов; выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получа­телям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитных органи­зациях сроком до одного месяца.

Наряду с указанными выше государственными органами финан­сового контроля отдельные функции государственного финансового контроля выполняют и другие государственные органы. К ним отно­сятся: Федеральная налоговая служба, Центральный банк, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по финансовым рынкам и др.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые органы имеют право проверять финансовые документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые све­дения (за исключением сведений, составляющих коммерческую тай­ну), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятия соответствующих до­кументов и приостановления операций по счетам в банках в случаях нарушения финансовой дисциплины последними. Контроль за нало­гоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке, является одной из важнейших функций налого­вых органов.

Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с по­ложениями Таможенного кодекса осуществляют государственный финансовый контроль, связанный с перемещением товаров через та­моженную границу России.

Центральный банк Российской Федерации наделен значительны­ми полномочиями в области государственного и финансового кон­троля. В его структуре функционирует специальный контрольный орган — Департамент банковского надзора, на который возложены функции проверки соблюдения коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов бан­ковской деятельности.

В зависимости от вида нарушений коммерческими банками Цен­тральный банк имеет право применять к ним различные меры воз­действия от наложения штрафов, замены руководства коммерческого банка до отзыва лицензии и ликвидации коммерческого банка.

По отношению к нарушителям бюджетного законодательства ор­ганы государственного контроля могут применять следующие меры:

· сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств;

· изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому на­значению;

· приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

· наложение штрафов на руководителей — получателей бюджет­ных средств, на руководителей государственных органов, органов ме­стного самоуправления, а также изъятие в бесспорном порядке бюд­жетных средств, полученных на возвратной основе, и сумм процен­тов за пользование бюджетными средствами;

· вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюд­жетного процесса;

· начисление пени, а также взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

· сокращение или прекращение всех других форм финансовой по­мощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление от­срочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутрифирменный (корпоративный), контроль со стороны коммерче­ских банков за организациями-клиентами и аудиторский контроль.

Внутрифирменный контроль может осуществляться финансо­во-экономическими подразделениями и ревизионными комиссиями предприятий, организаций. Положение о статусе этих органов опре­деляется внутренними нормативно-правовыми актами. Органы внут­реннего контроля контролируют как правомочность совершения тех или иных операций представительными и исполнительными органа­ми управления организации, так и осуществляют контроль эффек­тивности и целесообразности затрат, в том числе в инвестиционные проекты, а также оценку и контроль финансового состояния пред­приятия.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение орга­низациями-клиентами установленного порядка ведения расчет­но-кассовых операций и валютного законодательства. При выдаче кредитов организациям коммерческие банки в соответствии с кре­дитным договором могут осуществлять и иные виды контроля фи­нансово-хозяйственной деятельности кредиторов. Такой контроль со стороны банка рассматривается как элемент управления кредит­ным риском.

Аудиторский контроль в России является относительно новым направлением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Аудит в узком понимании подразумевает проверку ис­тинности докладов и заявлений руководства и отчетность по резуль­татам такой проверки. В современной практике понятие аудита на­много шире, хотя единой его трактовки нет. Так, комитет Американ­ской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета дает следующее определение аудита: «Аудит — это системный процесс по­лучения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенно­му критерию и представляющий результаты заинтересованным поль­зователям».

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ следующим образом определяет понятие аудита: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятель­ность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпри­нимателей (далее — аудируемые лица)».

Основной целью аудиторской деятельности является установле­ние достоверности финансовой отчетности экономических субъектов, подлежащих аудиту, и соответствие совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Рос­сийской Федерации. Под достоверностью финансовой отчетности по­нимается такая степень точности ее данных, которая позволяет ком­петентному пользователю делать на ее основе обоснованные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать соответствующие решения.

В нормативных документах по аудиторской деятельности раз­личают внешний и внутренний, обязательный и инициативный ау­дит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с целью оценки достоверности со­стояния бухгалтерского учета и отчетности. Во многих странах дей­ствуют законы, согласно которым корпорации (фирмы) обязаны про­водить внешний аудит финансовой отчетности. Внешний аудит не может осуществляться аудиторскими фирмами в отношении эконо­мических субъектов, являющихся (а) их учредителями, собственни­ками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отноше­нии которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собст­венниками, акционерами; (б) их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм.

Кроме этого, аудиторские проверки не могут проводиться аудито­рами и аудиторскими фирмами, оказавшими данному экономическо­му субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

Сокрытие указанных обстоятельств от экономического субъекта может стать основанием для аннулирования лицензии на осуществ­ление аудиторской деятельности и возмещение заказчику за счет ау­дитора (аудиторской фирмы) всех расходов, понесенных им в связи с заключением договора с аудиторами.

Внешний аудит в государственном секторе, как правило, наряду с проверкой достоверности данных финансовой отчетности предпола­гает (включает в себя) и оценку эффективности использования госу­дарственных средств.

Внутренний аудит осуществляется специальным подразделением аппарата управления экономического субъекта, который, как правило, непосредственно подчиняется высшему руководству. Главной задачей внутреннего аудита является защита имущественных интересов орга­низации и ее собственников; содействие обеспечению эффективности функционирования организации на всех уровнях управления.

Среди основных задач, возлагаемых на подразделения внутреннего аудита, можно выделить следующие:

· проведение проверок отдельных вопросов деятельности органи­зации, составление различных справок-докладов по результатам та­ких проверок и предоставление их руководству,

· проверка выполнения хозяйственных договоров, постановки и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетно­сти, экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов;

· проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдения действующего порядка установления цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины и своевременности уплаты налогов;

· экспертиза достоверности управленческого учета, учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации про­дукции (работ, услуг), точности формирования финансовых резуль­татов, правомерности использования прибыли и фондов;

· разработка и предоставление руководству организации предло­жений по улучшению организации бухгалтерского учета и расчетной дисциплины VI изменению системы контроля;

· организация подготовки к внешнему аудиту, к проверкам нало­говых и других органов внешнего контроля.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами России, а также по поруче­нию государственных органов дознания, следователя при наличии санкций прокурора, прокурора, суда и арбитражного суда, налоговой службы.

Инициативная аудиторская проверка проводится по реше­нию самого экономического субъекта.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1300307782_1300227012_these_funny_animals_640_26.jpeg
Яндекс.Метрика