Институциональная структура финансовой системы страны

Институциональная структура финансовых систем отдельных стран представляет собой совокупность организаций, действующих в финансовом секторе экономики. На рис. 1 дано наиболее общее представление институциональной структуры, применимое практически к любой стране.

Рис. 1. Институциональная структура финансовой системы страны

Финансовый сектор экономики можно рассматривать в широком и узком понимании.

В первом случае к нему следует отнести как сами финансовые институты, так и контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы.

Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устой­чивого функционирования, реализации государственных норматив­ных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятель­ностью финансовых институтов.

Так, в Германии к группе наблюдательных и контролирующих органов относятся: Федеральное ведомство по кредитному делу (Bundesaufsichtsamt flier das Krcditwesen), Федеральное ведомство по страховому делу (Bundesaulsichtsamt. flier das Vcrsicherungswesen) и Федеральное  ведомство  по  картелям  (Bundesartellamt).

Основное назначение финансовых союзов состоит в представле­нии и защите интересов групп финансовых институтов перед госу­дарством и общественностью.

Более полно функции финансовых союзов можно выразить следующим образом:

  • функция лоббирования интересов (осуществляется путем вне­сения предложений и поправок к законодательным и другим норма­тивным актам, представительства в законодательных и исполнитель­ных государственных органах);
  • сервисные функции, оказываемые непосредственно финансовым институтам соответствующей группы (например, осуществление про­грамм переподготовки, аудит, консультации и т. п.);
  • маркетинговые функции: формирование общественного мнения через средства массовой информации (public relation);
  • согласование интересов финансовых институтов в рамках сою­зов и выработка общих норм или рекомендаций, особенно в сфере ценообразования, методов конкурентной борьбы и др.

Финансовые институты в рамках собственно финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам.

В свою очередь, в бан­ковской системе особое место отводится центральным банкам.

Раз­личают центральный эмиссионный банк, ответственный за проведе­ние кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот и других кредитных денег, а также центральные банки, которые вы­полняют регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например центральные банки кооперативного кредита.

Наибо­лее крупную группу банков образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину финансовой и банковской сис­тем. Функции, принципы организации и полномочия банков обеих групп варьируют по отдельным странам в зависимости от различных факторов, которые будут рассмотрены ниже.

В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские или «банкоподобные» функции. Многообразие институтов этой группы часто является одним из признаков разви­тости финансовой системы страны.

Однако в группе небанковских финансовых посредников можно все же выделить две большие под­группы:

институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (например, в Германии — строительно-сберегательные кассы, инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные банки-гаранты);

институты, которые не считаются кредитными (страховые об­щества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые ком­пании, дилерские компании и др.).

Кредитными организациями в большинстве национальных зако­нодательств называются юридические лица, которые преследуют как основную цель извлечение прибыли, действуют на основании разре­шения (лицензии) центрального банка страны и имеют право осуще­ствлять отдельные или все банковские операции.

Банк — это основная разновидность кредитных организаций, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности все банковские операции, прежде всего привлечение во вклады денеж­ных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физи­ческих и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законами или оп­ределяемые центральным банком.

Необходимо также отметить, что иногда различают систему кре­дитных и фондовых институтов; первые действуют на рынке ссудно­го капитала, вторые — на рынке ценных бумаг. Однако такое деление не является однозначным, ибо один и тот же институт может вы­полнять часть функций как кредитного, так и фондового институтов. Чаще всего это относится к коммерческим банкам, за исключением случаев, когда по законодательству страны допуск банков к сделкам с ценными бумагами запрещен или резко ограничен.

В то же время можно утверждать, что большинство институтов основную часть или все операции выполняют либо на рынке ссудного капитала (в эту группу входят, в частности, коммерческие банки, ли­зинговые компании, ссудосберегательные ассоциации и т. п.), либо на фондовом рынке (например, фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, дилерские компании).

Поэтому более обоснован­но говорить о кредитных институтах в том смысле, как это опреде­лено национальным законодательством. Что касается фондовых ин­ститутов, то законодательно это понятие, как правило, не определе­но. Тем не менее в законодательстве нередко приводится общая классификация фондовых институтов и определяются признаки каж­дого вида, цели и функции, которые они имеют право осуществлять.

Для понимания приводимого материала важно отметить, что в экономически развитых странах традиционно выделяют два ос­новных типа финансовых системсегментированную и универсаль­ную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслужи­вания, которые не относятся к банковским. Это фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы считается немецкая. Иногда говорят, что обратная сторона универсализма — возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций.

Та­кое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах, как с универсальными, так и с сегментированными системами, существуют как организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, так и те, которые не имеют право это делать. Первые — это фактически небанковские кредитные организации.

Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся по закону к банков­ским и могут или нет банки выполнять и иные операции.

Банков­ские операции определяются преимущественно установленным пе­речнем, причем их состав периодически пересматривается в соответ­ствии с изменением законодательных актов.

Так, в Германии в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961 г. к бан­ковским операциям отнесены: а) привлечение денежных средств сторонних лиц как с вознаграждением, так и без него; б) предостав­ление денежных ссуд и акцептных кредитов; в) покупка векселей и чеков; г) приобретение и продажа ценных бумаг другим лицам; д) хранение и управление ценными бумагами других лиц (депози­тарные операции); е) взятие обязательств по приобретению требова­ний по ссудам до истечения их срока; ж) выдача гарантий и пору­чительств; з) осуществление безналичного денежного оборота и рас­четов и некоторые другие.

В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.

В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер дея­тельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментиро­ванной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и разме­щению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции).

Сегментированная система преобладала долгое время в США, Япо­нии и Великобритании.

Приведенное деление на универсальные и сегментированные фи­нансовые системы в современных условиях все же не носит абсо­лютного характера.

Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образцу. Это было характерно для финансовых сис­тем Франции, Великобритании и других стран.

Во-вторых, в послед­ние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем.

Поэтому в современных усло­виях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о сме­шанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации. О проявлениях универсализации мож­но судить на примере финансовой системы всех трех отмеченных выше стран.

Искать на сайте

Забавное фото

1312396716_8.jpeg
Яндекс.Метрика