Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (MAP)

Членом МБРР может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и берет на себя, таким образом, вытекающие из этого обязательства. Членство в МБРР является, в свою очередь, предпосылкой для членства в других организациях Группы Всемирного банка.

В соответствии со ст. 1 Устава МБРР он был создан в связи с большой потребностью в финансовых средствах стран-членов для возрождения и экономического развития. Сначала средства МБРР направлялись для возрождения стран Европы в рамках американ­ской программы «European Recovery Program», основанной на плане Маршалла. С 50-х годов МБРР обратился к экономическому содей­ствию развивающимся странам.

MAP была создана в 1960 г. с целью предоставления финансовых средств развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Она является фактически доверительным фондом, находя­щимся под управлением МБРР.

У MAP, так же как и у МАГИ, имеется две группы членов. К первой из них относятся в основном промышленно развитые стра­ны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении, например Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, Объединенные Араб­ские Эмираты (заметим, что Россия также относится к этой группе). Все остальные члены отнесены ко второй группе. Такое деление важно для дифференциации условий предоставления финансовой помощи (в случае MAP, у которой члены первой группы являются донорами) и определения размеров дивидендов, начисляемых на доли участия при прямых инвестициях (в случае МАГИ).

Средства МБРР и MAP. При основании банка финансовые ресур­сы были получены за счет взносов его членов и пополняются за счет этого источника при вступлении новых членов. Однако уставный ка­питал играл ключевую роль в финансировании программ банка лишь на первом этапе.

Основные средства в настоящее время МБРР получает за счет операций на международных финансовых рынках путем эмиссии средне- и долгосрочных долговых обязательств, имеющих наивыс­ший кредитный рейтинг ААА, а также путем частного размещения средств правительств, центральных банков и других кредиторов по фиксированным ставкам процента. МБРР размещает свои ценные бумаги более чем в 100 странах и является при этом крупнейшим заемщиком на мировых рынках капитали, а также одним из самых крупных заемщиков-нерезидентов на национальных рынках.

В отличие от МВФ МБРР занимает средства не только у прави­тельств, но и у частных организаций, причем в значительно больших размерах.

В последнее время все большее значение приобретают средства от погашения ранее предоставленных ссуд и проценты по ним. Пе­риодически МБРР осуществляет также продажу гарантированных требований по ссудам, предоставленным банком, инвесторам, кото­рые ищут возможности надежного вложения капитала.

С 1982 г. МБРР, помимо традиционных средне- и долгосрочных займов, стал привлекать средства и на денежных рынках, в частно­сти за счет распространения краткосрочных дисконтных нот (short term discount notes) и нот с плавающей процентной ставкой (floating rate notes), а также взятия краткосрочных кредитов у эмиссионных банков в рамках открываемых ими кредитных линий.

Еще в большей степени, чем краткосрочные кредиты, политику рефинансирования МБРР с 80-х годов стали определять валютные свопы, которые позволяли ему уменьшить финансовые издержки за счет использования валют с более низкими процентными ставками. При этом страны-заемщики выигрывали также за счет получения кредитов на более льготных условиях. Однако они оказываются под­верженными более высокому курсовому риску, связанному с тем, что низкопроцентные валюты имеют повышенную стоимость по от­ношению к USD. В связи с этим МБРР перешел с 1989 г. к более взвешенной валютной корзине своего пула, чтобы уменьшить курсо­вой риск ссудополучателей, несмотря на некоторое увеличение сред­ней процентной ставки.

Примечание. Валютный своп — обмен номинала и фиксированного процента в одной ва­люте на номинал и фиксированный процент в другой валюте.

Благодаря тщательному отбору проектов, стран-заемщиков и кон­тролю использования средств у МБРР не возникают безвозвратные потери из-за прекращения основных и процентных платежей. Одна­ко имеют все же место задержки с возвратом ссуд рядом стран, та­ких, как Никарагуа, Перу, Либерия, и некоторых других. Для про­блемных ссуд МБРР создает специальные резервные фонды. В инте­ресах стран-кредиторов МБРР не участвует в принципе в акциях по реструктуризации долгов стран, испытывающих серьезные проблемы с платежным балансом.

У MAP основными источниками ресурсов являются взносы в ус­тавный капитал, часть перечисляемой ей прибыли МБРР, поскольку MAP ведет свою деятельность фактически на некоммерческих нача­лах, и погашение ранее выданных ссуд.

Кредитная политика МБРР и MAP. МБРР и MAP проводят в основном одинаковую политику в отношении отбора проектов для финансирования, предоставляя ссуды и кредиты лишь для проектов, которые в экономическом и техническом плане безупречны и имеют высокий приоритет для экономического развития стран-должников.

Существенные отличия имеются в условиях отбора стран-кредито­получателей, а также самих займов. МБРР предоставляет средства, как правило, не в национальной валюте страны-должника, а в девизах (признанные на международном уровне средства платежа).

В соответ­ствии с Уставом МБРР платежеспособность стран-должников должна быть достаточно высокой, поэтому проверяется прежде всего, размер и структура ее международных долгов. Если развивающаяся страна в этом отношении неблагополучна, то она не может быть кредитополу­чателем МБРР.

Требования MAP более мягкие и предъявляются не столько к уровню задолженности страны, сколько к целевому и эф­фективному использованию предоставляемых средств. Кроме того, формально устанавливается критерий уровня ВНП на душу населе­ния, при котором страна может получать средства MAP: не более 1305 долл. (у МБРР, напротив, больше). Однако на практике кредиты MAP предоставляются при значительно меньших уровнях дохода.

Ссудополучателем может быть правительство либо организация, имеющая правительственную гарантию. Большинство ссуд и креди­тов МБРР и MAP имеют «проектный характер», т. е. выделяются под конкретные проекты возрождения и развития, кроме специально оговоренных  случаев.

Искать на сайте

Забавное фото

1311771857_pod_53.jpeg
Яндекс.Метрика