Модели, принципы и формы финансового контроля

 

В мировой практике сложились две основные модели финансово­го контроля: англосаксонская и французская.

Если в англосаксон­ской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществля­ют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а во­прос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам неко­торых судебных функции в определении виновности лиц в финансо­вых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.

В Российской Федерации органы налогового и таможенного кон­троля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части приме­нения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От ха­рактера его организации во многом зависит результативность финан­сового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (между­народной организации высших контрольных органов). Среди них — независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться фи­нансовой самостоятельностью контролирующего органа, более дли­тельными сроками полномочий руководителей органов государствен­ного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предпо­лагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных ви­дов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

Для каждого вида контроля и контролирующего органа преду­смотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, по­следовательность выполнения контрольных операций и форму от­четности.

Существуют и используются различные формы финансового контроля, кото­рые принято классифицировать по определенным признакам, приве­денным в табл. 1.

Таблица 1

Классификация форм финансового контроля

Обязательный контроль осуществляется государственными орга­нами финансового контроля в соответствии с действующим законо­дательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчет­ности отдельных организаций, обществ и т. д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органа­ми хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотре­ния и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хо­зяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных орга­низаций, учреждений.

Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить воз­можное нарушение действующего законодательства, нормативных ак­тов, выявить дополнительные резервы и источники возможных дохо­дов, предотвратить нерациональное использование финансовых ре­сурсов и т. п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная фор­ма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных опера­ций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйст­вующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении   отчетного   периода   и   финансового   года   в   целом.

Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполни­тельными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интере­сов государства и общества в целом при реализации финансовой по­литики государства.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соот­ветствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке пра­вильности и достоверности данных финансовой отчетности предпри­ятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подраз­делениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосред­ственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и эко­номическими подразделениями предприятий и организации. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодатель­ством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1250100410_podborka_663_88.jpeg
Яндекс.Метрика