Особенности становления валютного контроля в России

Процесс перехода российского (вначале советского) государства к рыночным отноше­ниям в экономике обусловил необходимость интеграции страны в мировое экономическое хозяйство и, следовательно, послужил ката­лизатором резкого усиления и развития внешнеторговых связей.

На­чиная с 1986 г. практически все субъекты хозяйственной деятельно­сти получили право прямого выхода на внешние рынки и распоря­жения заработанной иностранной валютой. При этом по мере развития совместного предпринимательства с участием иностранного капитала число участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) постоянно возрастало. Активно возникали разнообразные формы ведения ВЭД.

Параллельно проводилась широкомасштабная банковская реформа, в ходе которой появилось большое количество независимых от государства коммерческих банков, получивших пра­во открытия и ведения валютных счетов клиентов, проведения меж­дународных расчетов, совершения операций покупки-продажи ино­странных валют. Банки самостоятельно начали проводить аукцион­ные торги иностранной валютой.

Особенность ситуации состояла в том, что практически отсутст­вовала (за исключением ряда отдельных постановлений Совета Ми­нистров СССР и ведомственных инструкций, актов, внутренних ин­струкций бывших государственных банков) законодательная и нор­мативная база, регламентирующая правила работы с иностранной валютой; в частности, не был определен орган государственного управления, отвечающего за создание регулирующего механизма.

Все это послужило основанием принятия в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании и валютном контроле» (в 1992 г. – Закон РФ, в 2003 – Федеральный закон РФ). Этим Законом в качестве основного органа валютного регулирования определен Государственный (в РФ — Центральный) банк, что соответствует практике большинства стран мира. Был введен институт агентов валютного контроля.

Зако­ном были установлены также основные принципы проведения опера­ций с иностранной валютой (текущие — без ограничений, связанные с движением капитала — в особом порядке). Аукционная (биржевая) торговля иностранной валютой стала лицензироваться.

Начиная с 1991 г. получили лицензии на организацию биржевых операций с иностранной валютой восемь валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валют­ная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирская межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валют­ная биржа. Ростовская межбанковская валютная биржа, Самарская валютная меж­банковская биржа, Нижегородская валютно-фондовая биржа.

В настоящее время можно говорить о том, что только США, Германия, Великобритания, Италия и Франция, а с недавнего времени и Япония практически не имеют валютных ограничений.

В некоторых странах (преимущественно развитых) валютный контроль слабее, в других (развивающихся) — сильнее. Однако в той или иной мере го­сударственное регулирование и контроль валютных операций при­сутствует во всех странах — если не как мера экономического регу­лирования, то как мера борьбы с легализацией доходов, нажитых не­честным путем.

Эффективность и границы валютного контроля. Валютный кон­троль со своими положительными и отрицательными сторонами мо­жет по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь больший пли меньший эффект в виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.

Как известно, существует два подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.

Затратный подход предполагает оценку эффективности через от­ношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение. В качестве результата здесь выступают объем предот­вращенного нелегального вывоза и ввоза капитала, а формула коэф­фициента эффективности выглядит следующим образом:

ЭЗ = ОПНК / ЗВК,

где ОПНК — объем предотвращенного нелегального движения капита­ла; ЗВК — затраты на осуществление валютного контроля.

Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения ка­питала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.

Результативный подход предполагает оценку эффективности че­рез отношение «достигнутого результата» к «поставленной цели». Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом.

Поставленная цель — предотвращение нелегального движе­ния капитала (вывоз и ввоз).

Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т. е. он характери­зуется объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результатив­ным» методом имеет вид:

ЭР = ОЛК / ОНЛК,

где ОЛК — объем легального движения капитала; ОНЛК — объем неле­гального движения капитала.

Любые меры контроля, в том числе и валютного, имеют свой предел. Пользу от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограничения сроков платежей по текущим опера­циям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т. е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привле­ченных капиталовложений.

С течением времени эффективность мер валютного контроля уменьшается.

Во-первых, падает эффективность ограничений по ка­питальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов.

Во-вторых, уже­сточение требований сопровождается нахождением все новых спосо­бов обхода правил проведения валютных операций.

Искать на сайте

Забавное фото

1248879303_podborka_653_131.jpeg
Яндекс.Метрика