Процесс перехода российского (вначале советского) государства к рыночным отношениям в экономике обусловил необходимость интеграции страны в мировое экономическое хозяйство и, следовательно, послужил катализатором резкого усиления и развития внешнеторговых связей.
Начиная с 1986 г. практически все субъекты хозяйственной деятельности получили право прямого выхода на внешние рынки и распоряжения заработанной иностранной валютой. При этом по мере развития совместного предпринимательства с участием иностранного капитала число участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) постоянно возрастало. Активно возникали разнообразные формы ведения ВЭД.
Параллельно проводилась широкомасштабная банковская реформа, в ходе которой появилось большое количество независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов, проведения международных расчетов, совершения операций покупки-продажи иностранных валют. Банки самостоятельно начали проводить аукционные торги иностранной валютой.
Особенность ситуации состояла в том, что практически отсутствовала (за исключением ряда отдельных постановлений Совета Министров СССР и ведомственных инструкций, актов, внутренних инструкций бывших государственных банков) законодательная и нормативная база, регламентирующая правила работы с иностранной валютой; в частности, не был определен орган государственного управления, отвечающего за создание регулирующего механизма.
Все это послужило основанием принятия в 1991 г. Закона СССР «О валютном регулировании и валютном контроле» (в 1992 г. – Закон РФ, в 2003 – Федеральный закон РФ). Этим Законом в качестве основного органа валютного регулирования определен Государственный (в РФ — Центральный) банк, что соответствует практике большинства стран мира. Был введен институт агентов валютного контроля.
Законом были установлены также основные принципы проведения операций с иностранной валютой (текущие — без ограничений, связанные с движением капитала — в особом порядке). Аукционная (биржевая) торговля иностранной валютой стала лицензироваться.
Начиная с 1991 г. получили лицензии на организацию биржевых операций с иностранной валютой восемь валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирская межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа. Ростовская межбанковская валютная биржа, Самарская валютная межбанковская биржа, Нижегородская валютно-фондовая биржа.
В настоящее время можно говорить о том, что только США, Германия, Великобритания, Италия и Франция, а с недавнего времени и Япония практически не имеют валютных ограничений.
В некоторых странах (преимущественно развитых) валютный контроль слабее, в других (развивающихся) — сильнее. Однако в той или иной мере государственное регулирование и контроль валютных операций присутствует во всех странах — если не как мера экономического регулирования, то как мера борьбы с легализацией доходов, нажитых нечестным путем.
Эффективность и границы валютного контроля. Валютный контроль со своими положительными и отрицательными сторонами может по-разному влиять на экономику, а его применение может иметь больший пли меньший эффект в виде различных количественных характеристик, являющихся показателями степени достижения цели.
Как известно, существует два подхода к оценке эффективности: затратный и результативный.
Затратный подход предполагает оценку эффективности через отношение достигнутого результата к средствам, затраченным на его достижение. В качестве результата здесь выступают объем предотвращенного нелегального вывоза и ввоза капитала, а формула коэффициента эффективности выглядит следующим образом:
ЭЗ = ОПНК / ЗВК,
где ОПНК — объем предотвращенного нелегального движения капитала; ЗВК — затраты на осуществление валютного контроля.
Чем выше объемы предотвращенного нелегального движения капитала и чем ниже затраты, тем выше эффективность.
Результативный подход предполагает оценку эффективности через отношение «достигнутого результата» к «поставленной цели». Применительно к валютному контролю это выражается следующим образом.
Поставленная цель — предотвращение нелегального движения капитала (вывоз и ввоз).
Достигнутый результат представляет собой общее движение капитала минус легальное, т. е. он характеризуется объемом нелегального движения капитала. Таким образом, формула оценки эффективности валютного контроля «результативным» методом имеет вид:
ЭР = ОЛК / ОНЛК,
где ОЛК — объем легального движения капитала; ОНЛК — объем нелегального движения капитала.
Любые меры контроля, в том числе и валютного, имеют свой предел. Пользу от валютного контроля государство получает, во-первых, за счет ограничения сроков платежей по текущим операциям и, во-вторых, за счет сокращения объема вывоза капитала, т. е. уменьшения зарубежных инвестиций и увеличения объема привлеченных капиталовложений.
С течением времени эффективность мер валютного контроля уменьшается.
Во-первых, падает эффективность ограничений по капитальным операциям, поскольку привлеченные займы и инвестиции от нерезидентов предполагают выплату процентов.
Во-вторых, ужесточение требований сопровождается нахождением все новых способов обхода правил проведения валютных операций.