Показатели прибыли и рентабельности деятельности предприятия

Результативность деятельности предприятия в финансовом смыс­ле характеризуется показателями прибыли и рентабельности.

Эти показатели как бы подводят итог деятельности предприятия за отчетный период; они зависят от многих факторов: объем проданной продукции, затратоемкость, организация производства и др.

В числе ключевых факторов — уровень и структура затрат (издержек произ­водства и обращения), поэтому в рамках внутрифирменного управле­ния финансами в этом блоке может выполняться оценка целесооб­разности затрат, их динамика, структурные изменения, а основные показатели — уровень издержек производства (обращения) и абсо­лютная и относительная экономия (перерасходы) издержек.

Подчеркнем, что можно выделить различные показатели прибы­ли, представляющие особый интерес для тех или иных категорий пользователей. Поскольку данные показатели являются наиболее распространенными обобщенными характеристиками успешности деятельности компании, необходима четкая и однозначная их иден­тификация, позволяющая делать обоснованные оценочные суждения. Так, данные о том, что предприятие работает рентабельно, а его при­быль равна Р, безусловно полезны, но мало информативны, посколь­ку неясно, о какой прибыли идет речь.

Показатели рентабельности — это выражаемые в процентах отно­сительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некото­рой базой,  характеризующей предприятие с  одной из двух сто­рон — ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Поэтому известны две группы показателей рентабельности: рентабельность инвестиций (ка­питала) и рентабельность продаж.

Рентабельность инвестиций может рассчитываться с позиции инте­ресов различных групп: собственники, инвесторы, предприятие и др.

Инвесторы (собственники и лендеры) являются основными по­ставщиками капитала предприятию. Их совокупный доход — чистая прибыль и величина процентов к уплате. Этот совокупный доход может сравниваться либо со всеми активами, либо с долгосрочным капиталом; в первом случае рассчитывается коэффициент, известный как рентабельность активов (ROA), во втором — рентабельность ин­вестированного капитала (ROI):

ROA = NI + IE / ТА,

ROI = NI + IE / TL – CL,

где NI — чистая прибыль (прибыль, доступная к распределению сре­ди собственников); IE — проценты к уплате; TА — совокупный объем активов (итог баланса-нетто); TL — совокупный объем источников финансирования (итог баланса-нетто по пассиву); CL — краткосроч­ные обязательства.

Показатель ROA дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия; иными словами, оценивается правиль­ность выбора именно такого инвестирования (в частности, речь идет об отраслевой принадлежности предприятия).

Показатель ROI ха­рактеризует оценку эффективности и целесообразности взаимоотно­шений между инвесторами и созданным ими предприятием — он оце­нивает доходность долгосрочного капитала.

Наиболее распространенным финансовым индикатором оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятия является показатель рентабельности собственного капитала (ROE):

ROE = NI / Е.

Рассмотренные показатели дополняются коэффициентами рента­бельности продаж. Возможны различные алгоритмы их исчисления в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в осно­ву расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная (прибыль до вычета процентов и налогов) или чистая прибыль.

Со­ответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж: 1) норма валовой прибыли, или валовая рентабельность реализо­ванной продукции (GPM); 2) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность  реализованной  продукции (ОIМ); 3) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной  продукции (NPM).

GPM = Валовая прибыль / Выручка от реализации = S – COGS / S,

ОIМ = Операционная прибыль / Выручка от реализации = S – COGS – OE / S,

NPM = Чистая прибыль / Выручка от реализации = NI / S,

где COGS — себестоимость реализованной продукции (проданных товаров); ОЕ — операционные расходы (расходы за исключением про­центов к уплате и налогов).

По­скольку значения показателей рентабельности ощутимо варьируют по отраслям, регионам, отдельным хозяйствующим субъектам, сужде­ние об эффективности работы данного предприятия можно сделать путем сравнения полученных результатов со среднеотраслевыми, а также ... читать далее ...

Искать на сайте

Забавное фото

1302011989_00.jpeg

Интересное

Яндекс.Метрика