Понятие, необходимость, показатели рыночной активности предприятия

Термин «рыночная активность» имеет различные интерпретации.

С позиции компа­нии, котирующей свои ценные бумаги на бирже, он означает ком­плекс мероприятий, способствующих стабильному ее положению на рынке капитала в плане динамики рыночных индикаторов.

С пози­ции других компаний рыночная активность подразумевает контроль за динамикой рынка капитала, имеющий целью выявление общеэко­номических и отраслевых тенденций, оценку положения основных конкурентов и (или) компаний, определяющих «погоду» в конкрет­ном секторе производства товаров и услуг, формирование эффектив­ного инвестиционного портфеля и др.

Поэтому в развитой рыночной экономике подавляющее число компаний в той или иной степени связано с рынком капитала. Целесообразность общения с рынком (в плане мобилизации финансовых ресурсов, в спекулятивных целях, с позиции оценки конъюнктуры рынков и т. п.) оценивается по ре­зультатам анализа ряда финансовых индикаторов. Охарактеризуем наиболее значимые из них.

Доход (прибыль) на акцию (Earnings Per Share, EPS). Представ­ляет собой отношение чистой прибыли, уменьшенной на величину дивидендов по привилегированным акциям, к общему числу обыкно­венных акций.

Именно этот показатель в значительной степени влияет на рыночную цену акций, поскольку он рассчитан на широ­кую публику — владельцев обыкновенных акций. Рост этого показа­теля или, по крайней мере, отсутствие негативной тенденции способ­ствуют увеличению операций с ценными бумагами данной компании, повышению ее инвестиционной привлекательности.

Необходимо под­черкнуть, что повышение цены находящихся в обращении акций компании, естественно, не приносит непосредственного дохода эми­тенту, вместе с тем этот процесс сопровождается косвенными дохо­дами, например: растет доход от капитализации, что стимулирует действующих акционеров к реинвестированию прибыли в активы компании; возрастает резервный заемный потенциал компании; ста­новится возможным размещать вновь эмитируемые ценные бумаги на более выгодной основе и т. п.

Ценность акции (Price/Earnings Ratio, P/E). Рассчитывается как частное от деления рыночной цены акции на доход на акцию.

Коэф­фициент Р/Е служит индикатором спроса на акции данной компа­нии, поскольку показывает, как много согласны платить инвесторы в данный момент за один рубль прибыли на акцию. Относительно вы­сокий рост этого показателя в динамике указывает на то, что инве­сторы ожидают более быстрого роста прибыли данной фирмы по сравнению с другими.

Этот показатель уже можно использовать в пространственных (межхозяйственных) сопоставлениях. Компаниям, имеющим относительно высокое значение коэффициента устойчиво­сти экономического роста, характерно, как правило, и высокое значе­ние показателя «ценность акции».

Дивидендная доходность акции (Dividend Yield) выражается от­ношением дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене. В компаниях, расширяющих свою деятельность путем капитализиро­вания большей части прибыли, значение этого показателя относи­тельно невелико. Дивидендная доходность акции характеризует про­цент возврата на капитал, вложенный в акции фирмы. Это прямой эффект. Есть еще и косвенный (доход или убыток), выражающийся в изменении цены на акции данной фирмы и характеризующийся показателем капитализированной доходности.

Дивидендный выход (Dividend Payout) рассчитывается путем де­ления дивиденда, выплачиваемого по акции, на прибыль на акцию. Наиболее наглядное толкование этого показателя — доля чистой при­были, выплаченная акционерам в виде дивидендов. Значение коэффи­циента зависит от инвестиционной политики фирмы. С этим показа­телем тесно связан коэффициент реинвестирования прибыли, характе­ризующий ее долю, направленную на развитие производственной деятельности. Сумма значений показателя дивидендного выхода и ко­эффициента реинвестирования прибыли равна единице.

Коэффициент котировки акции (Market-to-Book Ratio) есть от­ношение рыночной цены акции к ее книжной (учетной) цене. Книжная цена характеризует долю собственного капитала, приходя­щегося на одну акцию.

Таким образом, она складывается из номи­нальной стоимости (т. е. стоимости, проставленной на акции, по которой она учтена в акционерном капитале), доли эмиссионной прибыли (накопленной разницы между рыночной ценой проданных акций и их номинальной стоимостью) и доли накопленной и вло­женной в развитие фирмы прибыли.

Значение коэффициента коти­ровки больше единицы означает, что потенциальные акционеры, приобретая акцию, готовы дать за нее цену, превышающую бухгал­терскую оценку реального капитала, приходящегося на эту акцию на данный момент.

Искать на сайте

Забавное фото

1302011989_00.jpeg
Яндекс.Метрика