Понятие, состав, классификация, формы и роль государственного долга

 

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслужива­ния сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ.

В зависимости от заемщика публичный долг подразде­ляется на государственный долг Российской Федерации, государст­венный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Под государствен­ным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обяза­тельства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъекта­ми международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государст­венную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокуп­ность его долговых обязательств; он полностью и без условий обес­печивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответствен­но понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем иму­ществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантиро­ваны. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга ор­ганы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты воз­никающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным долгом понимаются обяза­тельства, возникающие в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выде­ляют капитальный и текущий государственный долг.

Под капиталь­ным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начис­ленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государст­венным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обяза­тельств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существо­вать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Россий­ской Федерации;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий Россий­ской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государ­ственный долг Российской Федерации на основе принятых феде­ральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключен­ных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктури­зации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть крат­косрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обяза­тельства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федера­ции и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет.

В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением меж­дународных соглашений и договоров на уровне муниципального об­разования. Все упомянутые формы в рыночной практике использу­ются достаточно активно.

Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные обра­зования.

Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве кредитных ресурсов ис­пользовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, опреде­ляемых ежегодными соглашениями.

Однако с принятием новой ре­дакции Федерального закона «О Цен­тральном банке РФ (Банке России)», ЦБ не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и мест­ных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

Искать на сайте

Забавное фото

01_pinguins.jpeg
Яндекс.Метрика