Понятие, сущность, средства регулирования и необходимость внешнеторговой деятельности

 

Внешнеторговая деятельность представляет собой особую разно­видность предпринимательской деятельности в области международ­ного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результата­ми интеллектуальной деятельности.

Следовательно, на участников внешнеторговой деятельности рас­пространяют свое действие нормы, устанавливающие общий режим предпринимательской деятельности, в том числе и общий налоговый режим. Наряду с этим действуют и специальные нормы внешнетор­гового законодательства, учитывающие специфику предприниматель­ской деятельности во внешнеторговой сфере.

В системе регулирования внешних экономических связей приори­тетное место занимают средства экономического характера, и в пер­вую очередь таможенно-тарифные средства, на основе которых осу­ществляются экспортно-импортные операции.

Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разно­видностью налогообложения, государство-импортер создает предпо­сылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность на внутреннем рынке.

Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз това­ров, на которые не удовлетворен спрос внутри страны-экспортера или вывоз их нежелателен.

Различают два вида таможенной политики: 1) протекционизм, характеризующийся высоким уровнем таможенной пошлины на вво­зимые товары, и 2) свободная торговля, основная особенность кото­рой состоит в поощрении ввоза при минимальных таможенных по­шлинах.

Важным средством осуществления таможенной политики являет­ся таможенный тариф, представляющий собой систематизированный перечень пошлин на товары, облагаемые пошлинами, денежными сборами.

Несмотря на достаточно глубокие теоретические обоснования це­лесообразности свободной торговли и ее реальные ценовые достоин­ства для конечных потребителей, сегодня нет ни одной страны, кото­рая в той или иной мере не проводила бы политику протекционизма в международной торговле.

Уровень развития разных стран не может быть равным, и совер­шенной конкуренции в международной торговле не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют следующие ар­гументы:

временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет соз­дать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от ме­ждународной конкуренции;

введение защитных мер выгодно местным производителям то­варов, конкурирующих с импортом;

протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспе­чить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промыш­ленность сырье и материалы;

необходимо  всегда заботиться  о достижении  национальной безопасности в широком смысле и военно-политической неуязвимо­сти, которые обычно связываются с ликвидацией зависимости стра­ны от поставок сырьевых товаров и продовольствия из-за границы, созданием собственной оборонной промышленности.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать раз­личные формы, в частности, непосредственно воздействующие на цену товара (таможенная пошлина, налоги, акцизы и прочие сборы и т. д.) либо ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара.

Наиболее распространенными средствами являются таможенные пошлины (тарифы), целями использования которых являются полу­чение дополнительных финансовых средств (как правило, для разви­вающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более ти­пично для развитых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Импортные таможенные пошлины существуют практически во всех государствах. Экспорт облагается пошлинами лишь в редких случаях. Применяемые ставки пошлин собраны в импортном и экспортном таможенных тарифах.

Влияние таможенных пошлин на экономику неоднозначно. В крат­косрочном плане сдерживание импорта способствует развитию или со­хранению национального производства. Вместе с тем ослабление кон­куренции лишает производство долгосрочных стимулов к совершенст­вованию, технической модернизации. Отрасль, которой тарифная защита гарантирует сбыт на внутреннем рынке по приемлемым для нее ценам, впадает в технический застой, постепенно утрачивая способ­ность к конкурентной борьбе на внешних рынках. В результате замед­ляется также повышение общего технического уровня национальной экономики, так как потребители приобретают продукцию, устаревшую с точки зрения международного уровня качества. Кроме того, перепла­чивая за изделия данной отрасли, они включают эти затраты в издерж­ки производства, что ведет к повышению общего уровня цен.

Отмеченное, казалось бы, свидетельствует в пользу скорейшей отме­ны импортного тарифа. Переговоры по вопросам снижения таможенных пошлин до недавнего времени были главным направлением деятельно­сти Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО). Со времени вступления в силу ГАТТ импортные таможенные пошлины в развитых странах были снижены более чем на 75 %, а после реализации соглашений, достигнутых в рамках переговоров «Токийского раунда», их средняя величина составила 4,7%.

В принципе, вполне возможен полный отказ от импортных тамо­женных тарифов. Это обусловлено тем, что в международной торгов­ле все большую роль начинают играть товары, конкурентоспособ­ность которых определяется не столько ценой, сколько факторами качества, новизны, технологического уровня.

В то же время большинство развитых стран стремятся сохранить таможенную защиту для обеспечения возможности развития наименее конкурентоспособных отраслей и как источник поступлений средств в государственный бюджет. К отказу от таможенной защиты не готовы и развивающиеся страны, рассматривающие ее как средство охраны своей экономики, неконкурентной по сравнению с национальными хо­зяйствами развитых стран.

При этом существует обратно пропорциональная зависимость ме­жду уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставка тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключе­нием, защищать национальный рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами,

Получая доход от импортного таможенного тарифа, государство име­ет финансовые возможности для структурной перестройки экономики. Если в результате конкуренции импортных товаров отдельные отрасли прекратят существование, то на организацию новых производств, борьбу с безработицей потребуется гораздо больше средств. Чтобы получить не­обходимые средства, государству придется либо вводить дополнительные налога, либо прибегать к государственным займам.

Импортный таможенный тариф должен быть гибким, предостав­ляя одним отраслям избирательную защиту, а другим — открывая путь к международной конкуренции.

В настоящее время в большин­стве развитых стран минимальный импортный тариф установлен для сырья, более высокие тарифы установлены на полуфабрикаты и са­мые высокие — на готовые изделия.

Так, средние ставки импортных таможенных пошлин в США, странах ЕС и Японии составляют со­ответственно: а) на сырьевые товары 1,8%; 1,6%; 1,4%; б) на полу­фабрикаты 6,1%; 6,2%; 6,3%; в) на готовые изделия 7,0%; 7,0%; 6,4%. Средний уровень ставок таможенных тарифов во многих развиваю­щихся странах варьирует в пределах 38—40%.

Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях:

  • при действительном ограничении импорта и создании отечест­венным производителям условий для развития производства. Произ­водители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и бла­годаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром;
  • при проведении тщательного анализа и избирательной полити­ки установления высоких и низких тарифов;
  • когда страна-импортер обладает властью монопсонии, в этом случае поставщики продукции, как правило, вынуждены идти на снижение цен, уменьшение или полную отмену своих пошлин;
  • если производство некоторой отечественной продукции являет­ся предметом национального престижа.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1311861617_pod_75.jpeg
Яндекс.Метрика