В переводе с греческого языка «экономика» – это искусство ведения домашнего хозяйства.
Термин «экономика» имеет различные значения.
Экономика как область общественных отношений – это совокупность связей между отдельными экономическими субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, государством), целью деятельности которых является достижение собственных экономических интересов. Экономика общества представляет собой сложноустроенный механизм, функционирование которого обеспечивает жизнедеятельность человека и общества.
Экономика как область человеческой деятельности – это сфера, в рамках которой создаются разнообразные экономические блага для последующего их обмена.
Экономика как хозяйственная система – это совокупность действий экономических субъектов, совершаемых в процессе производства, распределение, перераспределения, обмена и потребления экономических благ. Основное предназначение экономики как хозяйственной системы состоит в создании набора экономических благ, который необходим для удовлетворения потребностей и обеспечения жизнедеятельности человека и общества.
Экономика как дисциплина – это система базовых знаний в экономической области, передаваемых обучаемым в образовательных учреждениях различного уровня.
Экономика как наука – это система знаний о рациональном поведении экономических субъектов, деятельность которых направлена на наиболее полное удовлетворение своих потребностей при минимальных затратах на приобретение экономических благ, для создания которых используются ограниченные ресурсы.
Экономика как область научных поисков – это совокупность общественных наук, рассматривающих различные стороны хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Экономика как самостоятельная наука выделилась в рамках процесса дифференциации наук в 16–17 веках. По мнению Шумпетера, внутреннюю логику экономических явлений понимали и раньше, но на преднаучном и интуитивном уровне. Формирование системы экономических знаний происходило в течение длительного периода времени, однако данный процесс на первоначальном этапе носил разрозненный характер.
Экономика предполагает решение ряда фундаментальных вопросов, которые представлены на рисунке 1.
Рис.1. Фундаментальные вопросы экономики
Предметом экономики является изучение сущности экономических явлений, закономерностей развития экономических процессов, принципов поведения экономических субъектов, экономических категорий и законов.
Познание предмета экономики осуществляется при помощи совокупности методов. К методам экономики относят следующие: метафизика, диалектика, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, метод единства исторического и логического, математические методы, статистические методы, моделирование, экономический эксперимент и т.д.
В экономике используется два основных подхода к познанию экономических явлений и процессов: позитивный и нормативный.
Позитивная экономика изучает то, что есть на самом деле. Она рассматривает фактическое состояние экономических явлений и процессов. Главный принцип позитивной экономики – принцип верифицируемости (проверяемости) вырабатываемых экономических знаний, подходов, теорий.
Нормативная экономика рассматривает то, что и как должно быть. Она предполагает оценку, суждения и выработку рекомендаций по изменению экономических явлений и процессов. Нормативная экономика стремится найти наилучшие способы, формы и средства организации экономической деятельности.
Роль экономики проявляется в том, что она создает фундамент для развития общества, формирует потенциал для решения ключевых задач и функций государства, обеспечивает источниками финансирования различные сферы общественной жизни.
Экономика делится на две части: научную и прикладную.
Научная экономика, основы которой раскрываются экономической теорией, представляет собой теоретические разработки о рациональных способах организации экономической жизнедеятельности общества и человека.
Прикладная экономика раскрывает механизмы и способы внедрения экономических законов и теорий в реальные экономические (хозяйственные) процессы.
Основной целью экономики как науки является теоретический поиск способов наиболее полного удовлетворения потребностей человека в условиях ограниченности ресурсов.
К задачам экономики следует отнести:
– теоретическое осмысление сущности экономических явлений и процессов;
– систематизация знаний в области экономики;
– выявление устойчивых взаимосвязей между экономическими явлениями;
– установление закономерностей развития экономических процессов;
– выработка методов и инструментов проведения исследований в экономической области;
– поиск механизмов и способов оптимального использования ограниченных экономических ресурсов;
– выработка практических рекомендаций по совершенствованию экономической политики государства;
– распространение знаний в области экономики среди широких слоев населения для повышения эффективности принимаемых ими решений.
Экономика как наука выполняет следующие функции: познавательная, методологическая, образовательная, практическая, идеологическая, прогностическая.
В зависимости от масштаба исследований выделяют несколько уровней экономики, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Уровни экономики
Микроэкономика – это раздел экономической теории, в котором изучается деятельность отдельных экономических субъектов: предприятий, банков, домашних хозяйств.
Макроэкономика – это раздел экономической теории, в котором объектом изучения являются явления и процессы, отражающие закономерности развития национального хозяйства государства в целом.
Мезоэкономика – это раздел экономической теории, в котором исследуются особенности функционирования отдельных регионов и отраслей.
Мировая экономика – это раздел экономической теории, в котором изучаются особенности и закономерности функционирования мирового хозяйства.
В истории развития экономики как области человеческой деятельности можно выделить ряд этапов.
Рис. 3. Этапы развития экономики и общества
В условиях первобытного общества уровень развития экономики был крайне низким. Человек обеспечивал удовлетворение своих потребностей лишь для физического выживания. На первоначальном этапе человек удовлетворял свои потребности при помощи охоты и собирания плодов природы.
Создание примитивных орудий труда подтолкнуло людей к занятию земледелием и скотоводством. Произошло формирование аграрного общества. Появление и постепенное усиление общественного разделения труда повысило производительность труда, что привело к нарастанию социального неравенства и формированию социальных классов с различными интересами. Указанные обстоятельства способствовали возникновению рабовладения.
Поначалу обмен имел натуральную форму, однако в последствии трансформировался в более прогрессивную денежную форму, что способствовало активному развитию сферы торговли.
Эпоха великих географических открытий, развитие системы международной торговли, совершенствование технологий производства, появление мануфактур и массового производства привело к первоначальному крупному накоплению капитала. Указанные события создали предпосылки для совершения промышленной революции, которая привела к существенной трансформации структуры экономики развитых стран, перетоку трудовых ресурсов и капитала из сферы сельского хозяйства в сферу промышленности. Сформировавшаяся экономическая система получила название капитализм. При переходе к капитализму общество трансформировалось из аграрного в индустриальное.
В 20 веке в ряде стран возникло административно-командное устройство системы экономических отношений с попыткой построения социальной экономики.
В течение 20 века в странах с рыночной экономикой происходило дальнейшее развитие системы капиталистических (рыночных) отношений.
Во второй половине 20 века произошла научно-техническая революция, результатом которой стала трансформация общества из индустриального в постиндустриальное. При этом трудовые ресурсы и капитал активно вкладываются в сферу услуг, что способствовало значительному расширению данного сектора.
Достигнутые экономические успехи развитых стран в построении постиндустриального общества и повышении благосостояния общества подтолкнули развивающиеся государства к заимствованию положительного опыта.
Однако стремительное развитие мировой экономики привело к нарушению экосистемы, загрязнению окружающей среды, ускорению роста численности населения мира, истощению природных ресурсов. Указанные обстоятельства подтолкнули мировое сообщество к выработке и принятию концепции устойчивого развития, реализация которой должна обеспечить соблюдение баланса между динамикой устойчивого экономического роста и сохранением экологической системы.