Понятие, виды и формы расходов бюджета

 

Расходы бюджета — это де­нежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных ус­луг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие.

Капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспече­ния инновационной и инвестиционной деятельности, включают:

а) расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые структуры в соответствии с утвержденной инвестиционной програм­мой;

б) средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

в) расходы на прове­дение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством;

г) расходы, при осу­ществлении которых создается или увеличивается имущество, нахо­дящееся в собственности Российской Федерации, ее субъектов и му­ниципальных образований;

д) другие расходы бюджета, вошедшие в капитальные расходы в соответствии с экономической классифика­цией расходов бюджетов РФ.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформи­рован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения теку­щего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказа­ния государственной поддержки другим бюджетам и отдельным от­раслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в ка­питальные расходы.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов. Раз­мер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование не­предвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восста­новительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финан­совом году, а порядок их расходования устанавливается нормативны­ми правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год преду­сматривается создание резервного фонда Президента Российской Фе­дерации в размере не более одного процента утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финан­сирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расхо­дов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании пись­менного распоряжения. Расходование средств фонда на проведе­ние выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

С появлением новых видов расходов бюджетов их финансирова­ние может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет. При определении источников их финансирования исключается уве­личение дефицитов бюджетов.

Формы расходов бюджетов. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

  • ассигнований на содержание бюджетный учреждений;
  • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физи­ческими и юридическими лицами по государственным или муници­пальным контрактам;
  • трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федера­ции и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
  • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, воз­никших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или умень­шению бюджетных доходов;
  • бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и дру­гих обязательств);
  • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
  • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь соз­даваемых юридических лиц;
  • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюд­жетным фондам;
  • кредитов иностранным государствам;
  • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов, предусматривающую предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджет­ная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюд­жету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Трансферты населению — это бюджетные средства для финансирования обязатель­ных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Рос­сийской Федерации и ее субъектов, правовыми актами органов мест­ного самоуправления.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-пред­принимателям допускается из бюджетов всех уровней в случаях, пре­дусмотренных целевыми программами и законами соответствующих уровней, на условиях и в порядке, которые особо определены законом (правовым актом) о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год. В случае нецелевого использования средств они под­лежат возврату в соответствующий бюджет.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматри­ваются соответствующим бюджетом при условии включения их в фе­деральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Рос­сийской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.

Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов и муни­ципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательст­вом РФ. Оформление доли участия в уставном (складочном) капи­тале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муни­ципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, ко­торые определяются в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в про­ект бюджета только при наличии технико-экономического обоснова­ния инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, пла­на передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта до­говора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объекта инвести­ции. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответст­вующие бюджетные инвестиции расходов.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты произ­водственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.

Оказание из федерального бюджета финансовой помощи бюдже­там субъектов РФ может быть осуществлено в форме предоставле­ния: а) дотаций на выравнивание уровня минимальном бюджетной обеспеченности субъектов РФ; б) субвенции и субсидий на финан­сирование отдельных целевых расходов; в) бюджетной ссуды на по­крытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполне­нии бюджета субъекта РФ.

В отдельных случаях финансирование расходов из бюджетных средств может осуществляться при исполнении получателем бюджет­ных средств обязательных условий, предусмотренных законом (реше­нием) о бюджете. Если условия не выполняются, министр финансов РФ, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления обязаны осущест­вить блокировку расходов до выполнения указанных условий. На­правление расходов различных бюджетных уровней жестко регла­ментировано.

Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уров­ня:

а) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Соб­рания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комис­сии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их террито­риальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерально­го закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

б) функционирование федеральной судебной системы;

в) осуществ­ление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, меж­дународного культурного, научного и информационного сотрудничест­ва федеральных органов исполнительной власти, взносы РФ в между­народные организации, другие расходы в области международного со­трудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

г) националь­ная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

д) фундаменталь­ные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

е) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и мор­ского транспорта;

ж) государственная поддержка атомной энергетики;

з) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

и) исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; формирование федеральной собственности;

к) обслужи­вание и погашение государственного долга РФ;

л) компенсация госу­дарственным внебюджетным фондам расходов на выплату государст­венных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

м) пополнение государственных запа­сов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

н) финансовая поддержка субъектов РФ;

о) прочие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:

а) обеспечение функционирования органов законода­тельной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

б) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

в) обеспечение реализации региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов РФ;

г) осу­ществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

д) содержание и развитие предприятий, учреждений и органи­заций, находящихся в ведении органов государственной власти субъ­ектов РФ;

е) оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

ж) компенсация допол­нительных расходов, возникших в результате решений, принятых ор­ганами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увели­чению бюджетных расходом или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

а) содержание органов местного са­моуправления;

б) формирование муниципальной собственности и управление ею;

в) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находя­щихся в муниципальной собственности или в ведении органов мест­ного самоуправления;

г) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

д) организация, содержание и развитие му­ниципального жилищно-коммунального хозяйства;

е) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

ж) благоустройство и озеленение территорий муниципальных образо­ваний;

з) организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

и) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

к) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в велении органов местного само­управления;

л) охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

м) реализация целевых программ, при­нимаемых органами местного самоуправления;

н) обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; со­держание муниципальных архивов.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функцио­нальные виды расходов:

а) государственная поддержка отраслей про­мышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и реч­ного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;

б) обеспечение правоохранительной деятельности;

в) научно-иссле­довательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские ра­боты, обеспечивающие научно-технический прогресс;

г) обеспечение социальной защиты населения;

д) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

е) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

ж) развитие ры­ночной инфраструктуры;

з) обеспечение деятельности средств массо­вой информации; финансовая помощь другим бюджетам;

и) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы производится по согласованию органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и утвер­ждаются соответствующими законами о бюджетах, либо по согласова­нию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта.

 

Искать на сайте

Забавное фото

1244887722_podborka_620_106.jpeg
Яндекс.Метрика