Становление, развитие, структура и особенности финансовых систем развивающихся стран

Финансовые системы развивающихся стран характеризуются большим разнообразием как в силу их многочисленности (в общей сложности к этой подсистеме мировой экономики относятся более 100 стран), так и по причине значительной дифференциации уров­ней их экономического, а значит, и финансового развития.

Тем не менее можно отметить, что эти системы в своем развитии следуют определенной логике: сначала создается эффективная денежная сис­тема, состояние которой не препятствует развитию производства и не может вызывать кризисы, затем на ее базе — эффективная и мощ­ная кредитная система, и наконец, уже на данной основе — эффек­тивные и мощные финансовые рынки.

После этого при наличии дос­таточно сильной валюты национальная система перераспределения финансовых ресурсов в рамках национальных границ превращается в фактор, имеющий значение для международных финансов, а при на­личии особо благоприятных условий — в основу мировой финансо­вой системы, как это произошло с финансовой системой США и, возможно, в ближайшие десятилетия XXI в. произойдет с Китаем.

Конечно, далеко не каждая из развивающихся стран в силу низкого уровня экономи­ческого развития способна дойти хотя бы до третьего этапа развития своей финансовой системы. Именно поэтому некоторые страны Африки в недавнем прошлом объединились в «зону франка», «привязав» свои валюты к французскому франку. В зону франка (к так называемым «франко-фонным» странам) относятся: Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Камерун, Коморские острова, Конго, Кот-д'Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея. Эти стра­ны обязались, во-первых, держать свои валютные резервы главным образом во французских франках, а теперь — в евро и, во-вторых, осуществлять их продажу на валютном рынке в Париже.

Франция, в свою очередь, обеспечивает свободный обмен нацио­нальных валют этих стран на французский франк и евро, а также кон­тролирует кредитную политику эмиссионных банков стран зоны фран­ка. Страны — члены этой организации имеют свои собственные цен­тральные эмиссионные банки (ЦЭБ), причем некоторые — один на группу стран, и свою валюту, свободно конвертируемую во француз­ский франк, а теперь и в евро, по привязанному курсу через операци­онные счета на основе соглашений между французским казначейством и ЦЭБ отдельных стран и групп стран. Этот монетарный союз базиру­ется на соглашениях, заключенных между Францией и каждой из стран зоны. Валютой большинства стран является франк КФА (от французского La Communaute Financiere Africaine, CFA; Африкан­ское финансовое сообщество). Исключением являются Коморские ост­рова, которые в 1981 г. ввели собственную валюту — коморский франк.

Другие страны, стремясь вывести финансовую систему на совре­менный уровень, отказались от своей национальной валюты и пере­шли (или переходят) на американский доллар, как это сделали в конце 2000 г. Сальвадор и Эквадор.

Эти примеры характеризуют первую и главную особенность фи­нансовых систем развивающихся странактивную роль государства, которая объективно усиливается архаичностью их финансов, нехват­кой финансовых ресурсов.

На формирование и использование финансовых ресурсов как раз­вивающихся, так и промышленно развитых стран влияют мотивы сбережений — возрастная структура населения, рост доходов, пере­оценка богатства, пенсионное обеспечение страхования, относитель­ные цены и т. д. Однако процесс сбережения в большинстве разви­вающихся стран происходит в среде, которая существенно отличает­ся от среды в индустриальных странах. Эти различия влияют на использование ресурсов, сроки движения капитала, характер пред­почтений домашних хозяйств, возможности временного перераспре­деления потребления.

Сбережения домашних хозяйств в развивающихся странах невели­ки. Огромное число хозяйств имеют доходы, редко превышающие не­обходимый прожиточный минимум. В странах, в которых большая часть совокупного спроса обеспечивается домашними хозяйствами по­добного типа, реакция частных сбережений на временное увеличение уровня дохода проявляется слабо, так как этим домашним хозяйствам трудно ограничить потребление. Поэтому, как правило, развивающие­ся страны с высоким уровнем дохода показывают более высокую нор­му сбережений по сравнению со странами с низким уровнем дохода.

Доходы домашних хозяйств в развивающихся странах не посто­янны, так как относительно большая доля доходов создается в сель­ском хозяйстве. Цены на сельскохозяйственную продукцию резко ко­леблются под влиянием спроса на мировом рынке и погодных усло­вий. Эта неопределенность дополняется макроэкономической нестабильностью.

Вообще говоря, высокая неуверенность в отноше­нии будущих трудовых доходов должна увеличивать предупреди­тельный мотив для сбережений, однако в нестабильной обстановке увеличивающаяся неуверенность обычно влияет на сбережения до­машних хозяйств в противоположном направлении. Более высокие уровни сбережений в странах с низкой инфляцией подтверждают значение стабильной экономической обстановки.

Пенсионная практика также предопределяет различия в потоках доходов домашних хозяйств промышленно развитых и развивающихся стран. Из-за более короткой продолжительности жизни, особенностей организации производства и пенсионных систем индивиды в разви­вающихся странах нередко имеют небольшой отрезок времени для по­лучения пенсии и менее заинтересованы в сбережениях на старость.

В тех странах, где нет социальных систем или они слабы, обеспечение старости может быть важным мотивом сбережений. Указанные выше аспекты дополняются другими. Сохранение, а во многих странах до­минирование традиционных социальных отношений предопределяет относительно сильные связи между поколениями. Поэтому планирова­ние потребления распространяется на более длительный срок.

Формирование сбережений домашних хозяйств происходит в усло­виях неразвитости кредитной системы, ограниченного перечня кредит­ных операций формального сектора. Во многих сельских районах кре­дитные учреждения отсутствуют.

Мелкие предприниматели практиче­ски не имеют доступа к организованному рынку капитала и располагают весьма ограниченными возможностями для расширения производства. Значительную роль в аккумуляции сбережений играет неофициальная система. Так, ее доля во всем денежном обращении стран Тропической Африки в середине 80-х годов колебалась в преде­лах 9,5% в Ботсване, до 71,3% - в ЦАР.

В середине 70-х годов в Афри­ке на долю ростовщиков приходилось более 70% сельскохозяйственно­го кредита, а в целом — 92% суммы банковского кредита частному сек­тору. В странах Латинской Америки его доля составляла 52%, в Азии — 89%. В ряде регионов произошло не сокращение, а укрепление позиций и расширение масштабов ссудных операций местного ростов­щика.

В странах Африки ростовщический капитал побеждает даже отделения иностранных банков. В результате огромные средства замораживаются в ростовщических операциях, приобретая не­зависимый от производства характер. Аккумуляция ростовщического процента и ренты создает экономический предел росту хозяйства. Она вовлекает сбережения в сферу спекуляции, ростовщичества, в накопле­ние сокровищ, т. е. создает так называемое перенакопление.

Помимо ростовщиков неофициальная система представлена непо­средственными финансовыми сделками между родственниками и друзьями, опирающимися больше на личные связи, чем на формаль­ные гарантии. В связи с низким уровнем сбережений или их отсут­ствием в домашних хозяйствах влияние учетных ставок на масштабы сбережений или незначительно, или отсутствует.

В целом эластич­ность сбережений к учетным ставкам значительно колеблется в соот­ветствии с уровнем развития страны. В бедных странах влияние из­менений в учетных ставках на сбережения близко к нулю, но оно значительно повышается в странах, средних по уровню дохода на душу населения, развивающихся и богатых.

На частные сбережения в развивающихся странах оказывают влияние другие факторы, в том числе распределение доходов, уро­вень прироста населения, дохода на душу населения. Проведенные исследования показали, что повышение на 1% дохода на душу насе­ления повышает сбережения домашних хозяйств на 0,3%. Влияние данных факторов такое же, как и в промышленно развитых странах.

Формирование сбережений общественного сектора в развиваю­щихся странах также имеет свои особенности. Отличия проявляются в роли нефинансовых государственных предприятий, степени разви­тости финансовой системы, в системе сбора налогов и составе доход­ной базы, в значении внешних поступлений и внешнего долга.

Во многих развивающихся странах в общественном секторе зна­чительное место занимают производственные предприятия, чистый доход которых является источником государственных расходов. Не­редко управление этими предприятиями не руководствовалось целя­ми максимизации прибыли, что приводило к потере средств государ­ственного бюджета и снижению сбережений государства. Часто эти потери происходили вследствие низких цен на продукцию государст­венных предприятий. Даже в случаях, когда они производили конку­рентоспособные товары, завышенный валютный курс приводил к убыткам  государственных предприятий.

Во многих развивающихся странах сбор налогов на доход в связи с неразвитостью финансовой инфраструктуры является серьезной ад­министративной проблемой. Это также понижает сбережения общест­венного сектора. Когда внешние обстоятельства не позволяют увели­чивать сбережения государственного сектора, тяжесть структурной пе­рестройки ложится на государственное потребление. Если уменьшение общественного потребления выступает причиной увеличения предель­ных затрат, тогда прибегают к дефицитному финансированию.

Важный фактор тяжелого положения государственного секто­ра — внешнее воздействие. Внешние поступления играют значитель­ную роль в финансировании развивающихся стран. Колебания в та­ких поступлениях и выплатах, в международных учетных ставках оказывают серьезное влияние на национальные сбережения.

В большинстве развивающихся стран государственный сектор яв­ляется дебитором. В значительной мере это обеспечивает высокую долю государственных инвестиций в общем объеме капиталовложе­ний. В слаборазвитых странах они нередко превышают 50—60% об­щей величины накоплений. По оценкам экспертов МВФ, изменения в финансовой позиции правительства приводят только к частичному замещению частных сбережений — в среднем на 3/5 в промышленно развитых и развивающихся странах, что ниже единицы полного эк­вивалента Рикардо. Поэтому снижение уровня бюджетного дефицита на два пункта увеличивает уровень сбережений на 1,2 пункта и при уровне замещения частных сбережений в 0,75 дает прирост нормы сбережений примерно на 1,5 пункта.

По некоторым оценкам, величина сбережений в будущем во мно­гом будет зависеть от темпов экономического роста развивающихся стран. Во всех подсистемах мирового хозяйства отчетливо проявля­ется общая черта: уровень частных сбережений негативно реагирует на нестабильность экономики. Страны, которые могут регулировать инфляцию, имеют более высокую норму сбережений. Инфляция че­рез отрицательное влияние на реальные учетные ставки и общее увеличение неопределенности приводит к уменьшению сбережений, содействуя их диверсификации в нефинансовые вклады.

Роль государства проявляется в таких сферах финансов разви­вающихся стран, как валютный контроль, международное кредитова­ние и финансирование, а также в особенностях составления их пла­тежных балансов.

В то время как все промышленно развитые страны отказались от каких-либо валютных ограничений на внешнеторговые операции, как это и предусмотрено уставом МВФ, по имеющейся информации, в 119 развивающихся странах осуществляется контроль движения капитала, причем в 67 странах имеет место всесторонний контроль, т. е. контроль прямых и портфельных иностранных инвестиций как резидентов так и нерезидентов, контроль эмиссии ценных бумаг, фи­нансовых операций, депозитарных требований и счетов, операций с недвижимостью (см. табл. 1).

Таблица 1

Контроль движения капитала в развивающихся странах

Особенности международного кредитования развивающихся стран заключаются в следующем.

Во-первых, значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наибольшими льготами пользуется катего­рия наименее развитых стран, и наоборот, кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования западных за­емщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются ис­ходя из политических и военно-стратегических мотивов.

Во-вторых, нет универсальной системы международного кредито­вания разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития, экономической конъюнктуры (особенно пла­тежеспособности), отношений с ведущими странами-донорами и ме­ждународными валютно-кредитными и финансовыми институтами, репутации на мировом рынке ссудных капиталов и т. п.

В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному (двухстороннему и многостороннему) кредитованию и субсидирова­нию, но и к кредитам частных банков.

В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донора­ми являются развитые государства, а также на мировом рынке ссуд­ных капиталов. Поэтому международное кредитование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и пе­риферией мирового хозяйства. Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудниче­ства развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кре­дитные отношения развивающихся стран с государствами, входивши­ми ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи).

Формы кредитования развивающихся стран в основном определя­ются схемой, принятой Комитетом содействия развитию стран (КСР), входящих в ОЭСР.

КСР координирует кредитную политику ведущих стран — доноров и кредиторов в отношении развивающихся стран. Эта организация осуществляет сбор и публикацию статистиче­ских данных по международному кредитованию развивающихся стран.

Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам (схема КСР) такова:

I.   Официальное финансирование развития (ОФР).

1. Официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двух­сторонняя и многосторонняя.

2. Прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее.

II.  Экспортные кредиты.

III. Частные кредиты и субсидии.

1. Международное банковское кредитование.

2. Эмиссия ценных бумаг.

3. Безвозмездные субсидии неправительственных организаций.

Итого приток ресурсов.

В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходилось на офици­альное кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источ­ники. Официальное финансирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из кредитов и на 1/2 из субсидий, которые предоставляются преимущественно по двухсторонним каналам. Официальные двухсто­ронние потоки превышали многосторонние более чем вдвое.

В эти же годы на ОФР на двухсторонней основе приходилось около 1/2 ссудного капитала и субсидий, поступивших в развиваю­щиеся страны. ОФР включает два вида кредитования и субсидиро­вания: ОПР и прочее ОФР. Основное различие между ними заклю­чается в условиях предоставления ресурсов. Если условия кредита, (срок, льготный период, уровень процента) соответствуют установ­ленным нормам льготного кредитования, то он относится к ОПР, если нет, то к прочему ОФР.

К ОПР причислены и все безвозврат­ные субсидии. Усредненные условия кредитов в рамках ОПР тако­вы: срок кредита — 25—30 лет, льготный период — около 10 лет, стоимость кредита — обычно не выше 3% годовых. Кредиты, относя­щиеся к прочему ОФР, жестче, но обычно более выгодны, чем кре­диты, полученные развивающейся страной на мировом рынке ссуд­ного капитала.

Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств, выделяемых стра­нами-донорами по линии ОФР. Во всех странах, являющихся, круп­ными кредиторами, функционируют соответствующие институты, специализирующиеся на политике ОПР. Средства на эти цели выде­ляются из бюджета и строго контролируются парламентами стран-доноров.

Кредиты, как правило, имеют связанный характер, т. е. привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Это же­стко ограничивает рамки использования кредита, сужает маневрен­ность страны-получателя. Цены на товары, поставляемые в рамках ОПР, нередко завышаются. Большая часть ресурсов, выделенных в счет ОПР, привязана к финансированию конкретных объектов.

Этот метод предполагает жесткий контроль со стороны донора за использованием средств, что часто не устраивает реципиентов. По­следние стремятся к увеличению программной помощи, которая даст возможность более гибко применять ресурсы. Однако экономически это не всегда оправданно, поскольку ослабление контроля со сторо­ны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресур­сов развивающимися странами.

ОФР и тем более ОПР представляют собой особый кредитно-фи­нансовый механизм, применяемый в настоящее время только в отно­шении развивающихся стран. Системы льготных кредитов и безвоз­вратных субсидий использовались также для кредитования и финан­сирования восстановления послевоенной Европы. Но тогда они имели ограниченные цели и сроки. В отношении развивающихся стран ОФР призвано способствовать решению одной из глобальных проблем — ликвидации отсталости.

Страны-доноры предоставляют льготные кредиты и субсидии за счет бюджетных средств. Обычно на эти цели направляется 1—3% бюджетных расходов. Однако поскольку бюджетные системы стран-доноров значительно различаются, то по этому показателю нельзя сравнить усилия отдельных стран-доноров, направленные на оказание помощи. Для подобных сопоставлений используется пока­затель ОПР/ВНП. В ряде международный документов зафиксирова­но, что странам-донорам рекомендуется выделять на оказание помо­щи средства в размере 0,7% ВНП.

Примечание. Напомним, что валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой сумму валового внутреннего продукта (ВВП) и чистого дохода от собственности за границей (процентная рента, дивиденды, прибыли).

Однако у большинства ведущих доноров (США, Японии, Германии, Великобритании) этот показа­тель колеблется в среднем в пределах 0,25—0,35%. Только Франция, поддерживающая особые валютные и кредитно-финансовые отноше­ния в зоне франка, выделяет на оказание помощи более 0,7% ВНП.

Наибольшие усилия по оказанию помощи развивающимся странам демонстрируют, руководствуясь гуманными соображениями, Швеция, Норвегия, Дания. Они направляют на эти цели до 1% ВНП.

В це­лом увеличение ресурсов, выделяемых на ОПР, происходит пример­но такими же темпами, как и рост ВНП. Вследствие этого доля ОПР в ВНП стран ОЭСР находится на устойчивом уровне, состав­ляя около 0,35%. Динамика этого показателя обычно мало зависит от экономической конъюнктуры страны-донора. Более существенное значение имеет внешняя, в том числе экономическая, кредитно-фи­нансовая политика в отношении «третьего мира» в целом и отдель­ных стран.

Как заемщики развивающиеся страны делятся на три группы.

К первой, самой многочисленной группе относится примерно 60 стран, у которых государственные кредиты и субсидии составля­ют не менее 2/3 общей суммы полученных внешних ресурсов. Пре­имущественно это страны с низким уровнем экономического разви­тия.

Во вторую группу входит около 30 среднеразвитых стран, кото­рые привлекают не менее 2/3 денежных ресурсов на рыночных условиях.

К третьей (промежуточной) группе принадлежат страны, которые достаточно широко прибегают к кредитам мирового рынка ссудного капитала, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам получать также льготные кредиты. Состав этой группы в отличие от первых двух неустойчив, так как постепенно некоторые из этих стран переходят во вторую группу.

Поскольку основным критерием при распределении ОПР являет­ся уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в расчете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. Однако критерии распределения по стра­нам-получателям зависят не только от экономических, но также и от политических факторов.

Развивающиеся страны начали процесс независимого экономиче­ского развития, не будучи обремененными большим внешним долгом (в 1950 г. - 2 млрд долл.). До 70-х голов они привлекали преимуще­ственно средства из официальных источников, в том числе в значи­тельных размерах безвозвратные субсидии. Поэтому их внешний долг рос медленно и увеличился в 1950—1970 гг. на 64 млрд долл.

Однако в 1970—1980 гг. долг вырос почти на 700 млрд долл., а к на­чалу 90-х годов составил 1935 млрд долл. После этого наступила не­которая стабилизация (долг колебался между 2 и 3 трлн долл.), прерванная финансовым кризисом 2008 г. В условиях долгового кризиса рост внешнего долга несколько замедлился, потому что ми­ровой рынок ссудного капитала стал недоступен для многих разви­вающихся государств. И все же в этот период он продолжает расти, так как погашение значительной части долга постоянно переносится.

Замедление прироста в значительной степени связано с тем, что с конца 80-х годов широко применялись различные методы частичного списания долга и увеличились платежи по его погашению. В начале 90-х годов выплаты частным кредиторам составляли около 2/3 общей суммы платежей, официальным – 1/3.

Самым крупным должником из числа развивающихся стран яв­ляется Бразилия, имеющая долг свыше 100 млрд долл. Несколько отстает от нее Мексика. Внешний долг Индии, Индонезии, Аргенти­ны, Китая — от 50 до 80 млрд долл. За ними следуют Южная Корея, Нигерия, Филиппины, Венесуэла (по 30 млрд долл. в начале 90-х годов). Таиланд, Алжир, Малайзия, Марокко, Перу должны более 20 млрд долл.

В списке крупнейших должников числятся как стра­ны, которые многократно пересматривали график своих долговых платежей (Бразилия, Мексика, Аргентина, Нигерия, Филиппины, Ве­несуэла, Марокко, Перу), так и государства, которые соблюдают взя­тые обязательства. В их числе страны с высокой репутацией на ми­ровом рынке ссудного капитала (Южная Корея, Таиланд, Малай­зия). Следовательно, размер внешнего долга и платежей по его погашению не может рассматриваться в качестве единственного по­казателя платежеспособности.

Платежеспособность зависит прежде всего от наличия ресурсов, которыми располагает страна-должник, т. е. от объема ее ВНП, а также от экспортной базы; платежи по обслуживанию внешнего дол­га обычно производятся в иностранной валюте. Исправно платят внешние долги страны с динамично развивающейся экономикой, и особенно ее экспортным сектором.

Исходя из этих критериев, меж­дународные финансовые институты (прежде всего МБРР) использу­ют следующие показатели для анализа платежеспособности разви­вающихся стран. Внешний долг страны сопоставляется с ее валовым национальным продуктом (долг/ВНП). В 1986 г., в период крайне острой долговой ситуации, долг был равен в среднем 38% совокуп­ного ВНП развивающихся стран. В 1991 г. этот показатель снизился до 21%, а в 1970 г.—в благоприятной ситуации — он составлял при­мерно 10%. Однако универсального критерия по этому показателю не существует. Каждой стране присущ свой критический уровень.

График платежей по обслуживанию долга может быть равномер­но растянут на длительный период. Но иногда платежи концентри­руются на коротком отрезке времени. В связи с этим ситуация в странах с одинаковыми показателями долг/ВНП может в конкрет­ный момент существенно различаться. Поэтому рассчитывается пока­затель (платежи по обслуживанию долга)/ВНП. Считается, что если стране приходится направлять на обслуживание долга пять и более процентов ВНП, то долговое бремя на данный момент является тя­желым.

Поскольку платежи по обслуживанию долга производятся в кон­вертируемой валюте, то необходимо учитывать экспортные возможно­сти страны-должника. В связи с этим рассчитываются следующие по­казатели: долг/экспорт и (платежи по обслуживанию долга)/экспорт.

Последний показатель — норма обслуживания долга (НОД) — считает­ся главным при анализе платежеспособности. Принято считать, что если НОД превысила 20%, то возникает угроза срыва графика платежей по обслуживанию долга. Однако некоторые страны выдерживали НОД в 35% и выше, а другие прекращали регулярные платежи при норме обслуживания долга в 15% и ниже. В среднем по развиваю­щимся странам значение НОД в 1970 г. составляло около 10%, в 1986 г.-30, в 1991 г.-21%.

Особое внимание уделяется анализу процентных платежей. Они сопоставляются как с валовым национальным продуктом (про­центы/ВНП), так и экспортом (проценты/экспорт).

При отсрочке платежей, как правило, переносятся сроки погашения основной сум­мы долга, а в отношении процентных выплат кредиторы придержи­ваются жесткой позиции. К тому же значительная часть кредитов развивающимся странам предоставляется на условиях «плавающей» процентной ставки, в связи с чем ситуация для страны-должника может резко измениться. Ликвидные позиции страны-должника ха­рактеризуются показателем (золотовалютные резервы)/долг.

Признаком наступления кризиса платежеспособности обычно слу­жат нарушения графика платежей по обслуживанию долга. Если страна-должник официально заявляет о своей неспособности распла­чиваться по долгам в установленные сроки и прибегает к услугам институтов, которые занимаются урегулированием долга на много­сторонней основе, то, следовательно, наступил кризис платежеспо­собности.

Различаются конъюнктурные и структурные причины кризиса платежеспособности. Для развивающихся стран характерна наиболее тяжелая структурная форма кризиса. Для его преодоления необходи­мо прежде всего стабилизировать экономику, сдержать темп инфля­ции, уравновесить платежный баланс и т. д. Для полного выхода из кризиса, требуются структурная перестройка экономики, повышение ее эффективности, серьезные институциональные изменения.

Внутренние и внешние условия воспроизводства привели к тому, что для большинства развивающихся стран в 1970—1980-е гг. стало характерным дефицитное финансирование, которое значительно пре­восходит соответствующие показатели промышленно развитых стран. В начале 80-х годов лишь в 18 из 70 стран, по которым имелась ста­тистика, дефицит государственного бюджета составлял менее 5% ВНП, в 26 странах он колебался в пределах 5—10, в 16 —достигал 10—15, а в 8 странах превышал 20%.

Основные дефицитные компоненты государственных расходов в конечном счете финансируются при помощи денежной эмиссии. На­раставший поток денежных диспропорций приводил к нарушениям товарно-денежных отношений. Для поддержания искусственного рав­новесия применялась практика изъятия прибавочного, а иногда и не­обходимого продукта из относительно устойчивых секторов хозяйства, чаще всего сельского хозяйства или добывающей промышленности, занижалась оплата труда, использовались неденежные формы оплаты рабочей силы, деноминация денег, займы на международных рынках.

Негативным условием, сдерживавшим экономический рост во мно­гих странах, выступала недостаточно стабильная обстановка для приня­тия экономических решений в связи с высокими темпами инфляции во второй половине 80-х и первой половине 90-х годов, темпы ежегод­ного роста которой для развивающихся стран достигли 532% в 1990 г., снизившись затем до 17% в 1996 г.

В отдельных странах отмечалась гиперинфляция, достигавшая в Аргентине 4923% в год, Боливии—8170%, Никарагуа — 7483%, Перу —7650% в год. В отличие от гиперинфляции, которая обычно существует непродолжительное время, хроническая инфляция может длиться годами и десятилетиями. При­меры этого можно найти в Колумбии, Венесуэле, Турции, в которых темпы инфляции составляли двузначные или трехзначные цифры.

Инфляция часто способствовала завышению валютных курсов и понижению конкурентоспособности на внешних рынках. Она нару­шала процесс превращения сбережений в накопление, так как не­предсказуемые изменения цен и низкие или отрицательные реальные ставки создавали угрозу понижения реальной стоимости финансовых активов. Поэтому в динамике национальных сбережений в 70—80-е годы произошли неблагоприятные изменения — они существенно со­кратились.

В больших масштабах сокращение произошло в группе беднейших стран с высоким уровнем внешней задолженности. Кроме того, относительная дешевизна рабочей силы и сырья, сравнительно высокие цены на оборудование не стимулировали частный капитал к техническому обновлению в той мере, в какой это происходило в развитых капиталистических странах.

Изменение положения развивающихся стран в мировом произ­водстве сопровождалось возрастанием их роли в функционировании международных рынков капиталов. Если в начале 70-х годов из 15 ведущих международных финансовых центров лишь три находи­лись в «третьем мире», то уже в середине 80-х годов десять из 31 мировых финансовых центров были расположены там. Они «воз­никли на основе как собственных рынков капитала, так и создания «налоговых убежищ» в связи со стремлением финансового капитала преодолеть географические рамки в масштабе мирового хозяйства.

Наиболее молодым финансовым центром выступает рынок в зоне Персидского залива. Особенность возникновения этого центра в том, что он является своеобразным ответвлением евровалютного рынка для рециклирования нефтедолларовых излишков стран — экспорте­ров нефти. Центр в районе Персидского залива до последнего времени выступает кредитором в международной финансовой системе. В этом регионе сформировалась довольно разветвленная сеть бан­ковских учреждений, насчитывающая свыше 250 банков. Более 30 из них входит в число 500 крупнейших по активам банков мира.

Развивается рынок ценных бумаг, котирующихся на фондовых биржах. В 2007 г. его объем составил примерно 32—34% общемирово­го. По отношению к ВНП стран «третьего мира» он увеличился с 16% в 1988 г. до 50% в начале 2000-х годов. Взрывной характер бир­жевого рынка был обусловлен увеличением покупок иностранцами акции на этом рынке.

Платежные балансы развивающихся стран составляются, как пра­вило, по стандартной схеме МВФ, предполагающей унификацию разнообразных операций страны в международных платежных отно­шениях и их разбивку по определенным разделам и статьям.

Данные торгового баланса дают общее представление об измене­ниях в торговле за анализируемый период времени. Однако приво­димые в платежных балансах сведения об экспорте и импорте в зна­чительной мере искажаются недостоверностью первичных статисти­ческих данных.

Например, все легальные внешнеторговые операции фиксируются достаточно точно при пересечении товарами таможни. Затем валютные власти страны вносят необходимые поправки, чтобы приспособить таможенную статистику к требованиям платежного ба­ланса, а именно пересчитывают импорт в ценах СИФ в импорт в ценах ФОБ (т. е. отделяют расходы на фрахт и страхование от пря­мых затрат на покупку товаров), учитывают импорт по ценам, из ко­торых исключены пошлины, из валютной статистики вычитают стои­мость товаров, полученных в рамках помощи, и т. д.

Однако из-за отсутствия необходимых данных многие развивающиеся страны ис­числяют импорт по ценам СИФ, что ведет к искажению как торго­вого баланса, так и расчетов за услуги. Во многих развивающихся странах значительная часть внешней торговли осуществляется кон­трабандным путем и не учитывается в их таможенной и валютной статистике.

В целом большинство молодых государств сводит внешнеторговые операции с отрицательным сальдо, что является одной из главных причин общей несбалансированности их международных платежей.

Многие развивающиеся страны помимо платежных балансов со­ставляют и расчетные балансы. Сальдо этих балансов обычно не совпадает. Например, расчетный баланс стран — членов ОПЕК, осу­ществляющих вывоз капиталов, активен, а платежный баланс при снижении цены на нефть становится пассивным (например, это име­ло место в середине 80-х годов). Для развивающихся стран — импор­теров нефти характерно пассивное сальдо обоих балансов.

Различие обоих балансов проявляется в отражении в них операций, связанных с движением капитала и кредитов. Если США пре­доставили кредит Бразилии в 100 млн долл., эта сумма записывается в пассив платежного баланса страны-кредитора как отлив капитала и в актив расчетного баланса как требование к стране-должнику, кото­рая должна его погасить в будущем. Поскольку Бразилия получает кредит, это отражается в активе ее платежного баланса и пассиве рас­четного баланса, где фиксируется задолженность страны. Связь между платежным и расчетным балансами обусловлена тем, что их структура в принципе одинакова и отражает международные расчеты.

Развивающиеся страны применяют разнообразные методы регули­рования платежного баланса, в основном заимствованные у промышленно развитых государств, направленные на стимулирование экспор­та, сдерживание импорта товаров, привлечение иностранных капита­лов, ограничение вывоза капиталов. Среди них:

а) дефляционная политика;

б) девальвация национальной валюты (для обеспечения ее эффективности развивающиеся страны периодически вводят диффе­ренцированные налоги и субсидии на экспорт и импорт, множествен­ность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка);

в) валютные ограничения;

г) финансовая и денежно-кредитная по­литика (используются бюджетные субсидии экспортерам, протекцио­нистское повышение налога на импорт, денежно-кредитная политика);

д) специальные меры воздействия государства на платежный баланс в ходе формирования его основных статей.

Важным объектом регулирования является торговый баланс по линии преодоления монокультурности экспорта и его диверсифика­ции. Регулирование направлено на качественные сдвиги в структуре внешней торговли страны, на ограничение импорта товаров, не яв­ляющихся предметом первой необходимости.

В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям развивающиеся страны принимают следующие меры: при­влечение иностранных туристов путем создания туристической ин­фраструктуры; регулирование миграции рабочей силы; уменьшение расходов по статьям «Транспорт», «Страхование» и др.

Развивающиеся страны стремятся создать собственный флот. Не­которые из них (Панама, Кипр, Гондурас, Индия, Либерия и др.) уже имеют крупный флот, хотя значительную его часть составляют суда под подставными флагами. С середины 70-х годов значитель­ные усилия, направленные на создание собственного наливного фло­та, предпринимают страны — экспортеры нефти, видя в этом способ вырвать из рук международных нефтяных монополий важное звено на пути транспортировки нефти к потребителю.

Молодые государства, имеющие выход к морю (Шри-Ланка, Ин­дия, Сингапур, Йемен и др.), получают значительные доходы от об­служивания иностранных судов в своих портах. Кроме того, пред­принимаются меры для увеличения валютных поступлений от дру­гих транспортных услуг, например от эксплуатации нефтепроводов, пролегающих по территории Сирии, Ирака, Ливана, Ирана и других стран. В более тяжелом положении оказываются страны, не имею­щие выхода к морю (Непал, Чад, Эквадор, ЦАР и др.), которым приходится затрачивать к тому же значительные суммы на перевоз­ки по территориям соседних стран.

Для уменьшения зависимости от иностранных компаний в области страхования в некоторых развивающихся странах (Сирия, Алжир, Шри-Ланка, Танзания, Замбия и др.) созданы национальные страхо­вые компании в государственном секторе, устанавливается контроль за деятельностью иностранных страховых компаний. В ряде стран (Бирма, Иран, Аргентина) государство берет на себя значительную часть риска по страхованию.

С 1965 г. действует трехстороннее согла­шение между Турцией, Ираном и Пакистаном о создании четырех пу­лов перестрахования рисков от несчастных случаев, с 1960 г.— Азиат­ский синдикат по морскому страхованию и т. д. Арабские страны соз­дали Страховую федерацию арабских стран, которая особое внимание уделяет страхованию операций, связанных с разведкой, добычей и транспортировкой нефти

Межгосударственное регулирование платежного баланса разви­вающихся стран осуществляется через МВФ, который разрабатывает программы стабилизации в виде макроэкономических агрегатов, ко­личественных ориентиров с поквартальной разбивкой. Стандартиза­ция этих мероприятий МВФ, не учитывающая национальные осо­бенности, усиливает их слабую избирательность.

Применение реко­мендуемых МВФ традиционных дефляционных мер сжатия спроса подрывает возможности экономического роста. Жесткие программы стабилизации экономики, в том числе платежного баланса, вынужда­ют развивающиеся страны жертвовать капиталовложениями, что сдерживает экономический рост.

В условиях огромной внешней за­долженности освободившихся стран государства-кредиторы (Париж­ский клуб) соглашаются на урегулирование долга лишь при условии принятия страной-заемщиком стабилизационной программы МВФ.

Искать на сайте

Забавное фото

1312121299_funny-bears-12.jpeg
Яндекс.Метрика